Ольга Владимировна Макушкина
Всестороннее развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
Из опыта работы воспитателя Детского сада №206 ОАО "РЖД" Макушкиной Ольги Владимировны
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Публикация «Всестороннее развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь – это залог успешного обучения детей в школе.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную игрушку, но придумать свою сказочную историю для них бывает трудно, дети затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ. Именно поэтому педагогу важно наряду с традиционными технологиями и методами развития речи детей дошкольного возраста искать и применять в своей профессиональной деятельности те инновации, которые будут интересны детям. А раз будут вызывать их эмоциональный отклик, то будут и высокоэффективными в достижении целей речевого развития.
А что может быть для дошкольника интереснее мультфильма? Только игра! А если объединить игру и мультфильм? В игре он получает не только информацию об окружающем мире через образы, краски, звуки, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. А умело, поставленные вопросы заставляют его думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Игра – это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что помочь может совместное создание мультфильмана основе игрового компонента.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. Создавать мультипликацию можно с детьми индивидуально, так и всем вместе. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма.
При создании мультфильма используем следующий алгоритм:
1. Создаем сценарий. В процессе этой деятельности дети договариваются о выборе готовой сказки или вместе сочиняем рассказ, историю, делимся идеями, высказываем собственное мнение. Дошкольники планируют свою дальнейшую деятельность и проговаривают ее. В результате овладевают речевыми конструкциями: выдвижения гипотез, элементами доказательной речи, логики построения и выражения своей мысли. А также происходит формирование умения у детей согласиться с позицией сверстника.
2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей и декораций. На этом этапе дети самостоятельно выбирают модель сотрудничества. В процессе продуктивной деятельности, они фантазируют, экспериментируют, продумывают наиболее яркий образ и характер героев, передают их внешнее окружение, проговаривая определенный алгоритм действий.
3. Установка декораций на площадке для съемки. Дети договариваются, где будут стоять декорации, как их закрепить. Формируется умение высказать свое мнение, согласиться с предложением сверстника для достижения общего результата – красивой и удобной съёмочной площадки.
Дети старшего дошкольного возраста могут не только создавать декорации, рисовать или слепить персонажей, но и самостоятельно выступают в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора, художника, актера и композитора. При ознакомлении детей с этими профессиями, значительно обогатился словарь детей : мультипликатор, художник, режиссёр, оператор, штатив, озвучивание, монтаж, кадр, видеокамера, студия, оживление, декорация, запись.
4. Съёмка мультфильма. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
5. Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы Movavi video editor. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста.
6. Запись озвучки. Озвучивая мультфильм, дошкольники проявили свои актёрские способности. Параллельно обращаю внимание на развитие выразительной стороны речи детей. Они голосом старались передать характер и настроение персонажа, создавали шумовые эффекты. Говоря за героев, дети овладевают и моделью ведения диалога.
7. Просмотр. Когда дети смотрят самостоятельно созданные мультипликационные фильмы, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма. С удовольствием показывают его родителям, делятся своими впечатлениями от процесса создания мультфильма. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируется умение работать в коллективе
Для воспитателей детского сада совместное создание мультфильма с детьми – это дополнительная возможность рассказать о чем-то новом, закрепить пройденный материал, сделать наглядное пособие для занятий или игр, прекрасно способствует совершенствованию познавательных и творческих способностей, а также наполняет их жизнь яркими красками, радостью и незабываемыми впечатлениями. И, безусловно, является эффективным средством развития речи. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка : фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, диалогическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием.