Приложение МААМ

Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»

Анастасия Аристова
Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ:

"Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Автор:

Аристова Анастасия Александровна

учитель-логопед

высшая квалификационная категория

Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».

Она позволяет создать поговорку, потешку, скороговорку, стихотворение.

Публикация «Консультация „Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками“» размещена в разделах

Одной из приоритетных задач современного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Это особо касается детей с речевыми нарушениями, поскольку оказание коррекционной помощи осуществляется на основе использования специальных образовательных технологий, в максимальной степени способствующих их развитию. Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, знакома и близка ребенку с самого рождения. Дети впервые слышат её от мамы с первыми потешками, колыбельными песенками. Ритмичность и слаженность стихотворных строк позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Рифмы развивают фонематическое восприятие, то есть умение различать звуки и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по отношению к фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). «Игры в рифму» развивают у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма. В совокупности с движениями тела, развитием мелкой моторики и органов артикуляции способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Благодаря использованию рифмы ребенок лучше запоминает, у него развивается воображение. При подборе рифмы дети не всегда сразу подбирают нужное слово, перебирая разные варианты. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развитие речи проходит более быстро и успешно. Поэтому использование рифмы как технологии в логопедической работе по преодолению тяжелых нарушений речи оптимизирует и повышает эффективность деятельности.

Игры на развитие речи с использованием рифмы.

Игры на развитие фонематических процессов.

- «Похожи или нет?» - ребенку предлагаются две картинки с изображением предметов; он определяет на слух, похожи ли их названия по звучанию.

- «Доскажи словечко» - ребенок договаривает последнее слово рифмы.

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает (боровик)

- «Загадки-обманки» - ребенок слушает внимательно загадку, находит «обман» рифме, подбирает правильную отгадку.

Белым снегом всё одето,

Значит наступает …

- «Путаница» - ребенок слушает перепутанную рифму и заменяет неправильные слова.

В кладовой шуршала шишка (мышка,

Под сосной лежала мышка (шишка).

- «Найди пару» - ребенок подбирает пару к картинке, название которой рифмуется (звучит похоже) с исходным словом.

Игры на развитие артикуляционной моторики.

- «Артикуляционная гимнастика в считалках»

Раз – улыбку покажи,

Два – губки оближи,

Три – с горки деток прокати,

Четыре – язык к носу потяни,

Пять – на лошадке поскакать,

Шесть – на качелях покачать,

Семь – мы язык потянем вниз,

Восемь – за грибочком потянись,

Девять – язык в «чашку» преврати,

Десять – и немножко отдохни.

- «Артикуляционная гимнастика в стихах»

Если любишь сладкий чай,

Скорее чашку доставай.

Держи покрепче язычок,

Чтоб не пролился твой чаек.

Мы – веселые качели,

Мы летаем выше ели.

Ты скорей на нас садись,

Крепко ручками держись.

Игры по формированию лексико-грамматических категорий.

- «Чего нет?» - ребенку даются картинки; нужно закрывая, назвать их по образцу с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Нет крылечка, колечка, сердечка …

Игры на обогащение словаря.

- «Назови детеныша» :

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины (детки). Как их зовут?

Эти малые зверята

Не коты! Пока… (котята).

У коровы есть ребенок –

Белый в пятнышки … (теленок).

Игры-рифмы при переключении с одного вида деятельности на другой.

- Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть…

Мы читали и играли,

И немножечко устали.

Встанем, вместе отдохнем

И опять играть пойдем.

Игры-рифмы на координацию речи с движением.

Мы в зеленый сад пойдем,

Много яблочек сорвем,

Мы положим все в корзину,

В детский сад их отнесем,

И потом компот попьем, Шагают

Тянутся, срывают «яблоки»

Наклоняются, складывают «яблочки» в корзину

Несут перед собой корзину

Пьют «компот».

Список литературы:

• А. С. Гаврилова, С. А. Шанина, С. Ю. Ращупкина «Логопедические игры для детей», Москва, Лада, 2010

• Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить», Москва, Гном и Д, 2008

• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкльного образования»

• В. Ф. Жесткова «Занятия с использованием элементов песочной терапии», журнал "Логопед", № 7, 2009

• Т. А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда»,, Москва, 2008

• Т. А. Куликовская «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи», Москва, Астрель, 2010

• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 08:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эффективность использования рифмы в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Аристова (УИ 6442) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД