Получи документы

Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх

Анна Полякова
Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх»

Экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека

Публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх» размещена в разделах

и дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями и животными, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

В современный период гуманизации системы образования ведется поиск активных форм, методов, технологий экологического образования дошкольников. Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно-стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.

Большое значение игре, как средству ознакомления дошкольников с природой, в своих исследованиях уделяют следующие педагоги:

В. А. Дрязгунова, А. А. Петрикевич, С. Н. Николаева, И. А. Комарова, Г. Н. Казаручик, Л. П. Молодова и др.

Игра - многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы. Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу учеников игры подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительности – на игры-миниатюры (3-5 мин, игры-эпизоды (5-10 мин., игры-занятия (20-35мин.); по степени сложности выполнения действий- на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр. Кроме того, игры подразделяются на игры с готовым содержанием и правилами и творческие.

Классификация игр.

Игры с правилами можно разделить на народные, дидактические и подвижные. Дидактические, в свою очередь могут быть настольно-печатными, предметно-манипулятивными и словесными. Творческие игры бывают сюжетно-ролевыми и строительными.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска на юг или в деревню; сначала обращается внимание на структуру этой игры, её составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки, атрибуты).

Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольники тренируют своё восприятие, оттачивают умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.

Игры с правилами имеют готовое содержание, четко сформулированные правила с заранее установленной последовательностью действий. В некоторых таких играх имеется сюжет, в них разыгрывается роль.

Среди игр с правилами следует особо выделить народные игры, передающиеся из поколения в поколение.

Народным русским играм присуща простота, общедоступность, гармоничность сочетания самобытного, национального начала с элементами культур других народов.

Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян земледельцев: «Жнец», «Мак», «Огород».

В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».

С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей о предметах и явлениях природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе. Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры проводят с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

В рамках работы по экологическому воспитанию можно предложить следующие игры:

1. Игры для обогащения экологических представлений :

- о многообразии и разнообразии природных объектов : «Загадай, мы отгадаем», Магазин «Овощи и фрукты», «Семена», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птицы в природе»;

- о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Закончи предложение», «Кто, что, из чего и с чем?», «Какое время года?», «Кроссворды», «Угадай, какой зверь», «Картины природы»;

- о человеке как части природы: «Кто и что делает из дерева», «Что вырастили люди», «Подбери пару»;

- о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Назови правило»;

2. Игры для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе: «Кто помогает сохранить красоту природы, леса», «Природа и человек», «Зеленый город».

Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры: «Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» - берёза, рябина (ель, «Назови одним словом» - собака, корова, кошка… (домашние животные).

Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле, «Нужно- не нужно» и др. не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.

Организуя различные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослым, который найдёт способы углубления знаний и интересов ребёнка.

Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветки», «Назови правильно» и др. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, сенсорные навыки. Дети оперируют предметами природы, сравнивают их, отмечают внешние признаки.

Публикации по теме:

Фотоотчет об играх-экспериментах для детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет об играх-экспериментах для детей младшего дошкольного возраста Игры - эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. Возрастная группа - 2 младшая группа. Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Мозаика для малышей в играх детей старшего дошкольного возрастаМозаика для малышей в играх детей старшего дошкольного возраста "Шашки на любой цвет"Ваши дети выросли, а мозаика осталась? Или ещё хуже, треснуло и разбилось поле, а фишки (детали) остались? Я тоже.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 17:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх» (включая файлы) размещена пользователем Анна Полякова (УИ 1813493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД