МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Наталья Мостовских
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Мостовских Н. Ю., воспитатель, первая квалификационная категория

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края? Кому как не детям близок и понятен мир природы. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. Поэтому родители и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести свою лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Исходя из вышеперечисленного поставила цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Решала следующие задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого сам воспитатель должен жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительные и отрицательные действия взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Проанализировав цель и задачи, спланировала работу по трем направлениям: работа с воспитанниками (реализация программы студии «Юные друзья природы», взаимодействие с родителями, с педагогами.

Разработала программу студии «Юные друзья природы».

Данная программа разработана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет).

Цель программы: - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи программы:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среде.

Ожидаемые результаты на слайде:

В процессе посещения студии воспитанники :

- имеют представления и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

- проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

- имеют представления о растениях и животных их характерных признаках; о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; об охране природы; о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы; о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

- соблюдают правила поведения в природе; обеспечивают уход за растениями уголка природы; обладают навыками пересадки растений и ухода за растениями цветников.

Для оценки уровня сформированности представлений и умений у воспитанников разработаны критерии и показатели.

Определены формы и методические приемы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- викторины, конкурсы.

- продуктивная деятельность детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Составлено учебно – тематическое планирование студии «Юные друзья природы»

Занятия студии проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы. Решая эту задачу, в группе организована образовательная, развивающая, экспериментальная, игровая зоны.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, необходимыми условиями их роста и развития, для наблюдений труда в природе.

Имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания, лепбук.

На территории детского сада имеется экологическая тропа, она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках можно организовать игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки т. д. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями проводим опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В течение всего года с детьми веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. По наблюдениям идет обсуждение с детьми погоды, параллельно рассматривая иллюстрации о погоде, анализируем происходящее. Ведем наблюдения в тетрадях О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», учимся понимать символы, находить нужные клеточки и обозначать значками или рисунками явления природы. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

В детском саду проводятся конкурсы: «Ах, лето», «Необычный урожай года», «Огород на окне», «Времена года», акция «Цветник» и т. д.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (консультации, беседы). Также родители помогают нам в оформлении красивой клубы, экологической тропы, помогают на огороде (для наблюдения детей за овощными культурными растениями).

Для педагогов провела открытый показ непосредственной образовательной деятельности «Что такое Новый год?» в декабре 2020 учебного года, в старшей группе.

Педагогам представлено сообщение из опыта работы на МО (методическое объединение, май 2021.

А также провела консультацию для педагогов на тему «Экологические пространства», в октябре 2021.

Анализируя результаты развития детей по экологическому воспитанию по разделу «Ребенок открывает мир природы», можно отследить положительную динамику.

Это говорить о том, что были грамотно созданы условия проведения экологического воспитания на этапе дошкольного детства.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 16 марта 2022 в 14:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД