Приложение МААМ

Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности

Яна Кучетарова
Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с самого маленького возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы воспитатели должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Как они достаются? Как правильно ими распоряжаться? Если у ребенка не правильно сформировать представление о деньгах, то у него появится собственное мнение и зачастую оно не верное. Дошкольники должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Дети и экономика это на первый взгляд кажутся далекими друг от друга.

Публикация «Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности» размещена в разделах

Недостаточные знания финансовой грамотности не дает родителям привить правильные навыки по управлению финансами.

1) Многие родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, не знают как они достаются.

2) Легкомысленное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.

3) В возрасте 5-7 лет включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней.

Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Первые познания об экономике дети получают в своей семье. Одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Т. е. это не цель родителей, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно связано с авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование призывает воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность.

Семья способствует воспитанию у детей полезных привычек, которые повседневно закрепляются в детском саду:

1. Бережное обращение со своими вещами и вещами других (детей, взрослых).

2. Разумно использовать материалы для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, фломастеры и т. д.).

3. Экономить воду, электроэнергию (выключать, если в данный момент никто не пользуется).

4. Нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Ребёнок, а точнее дошкольник не способен самостоятельно овладеть основами экономической и финансовой грамотности, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Если в дошкольном образовательном учреждении создать соответствующую предметно-развивающую среду, использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей, то в результате старшие дошкольники способны овладеть элементарными экономическими знаниями :

1. Использовать в играх, образовательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми экономических понятий.

2. Называние разных мест и учреждений торговли (рынок, магазин, супермаркет, интернет-магазин).

3. Знание российских денег, возможно и название валют ближнего и дальнего зарубежья, например, в путешествии.

4. Называние разных видов рекламы, понимание её назначения, способов воздействия.

5. Следование правилу: ничего не выбрасывай зря, если она тебе не нужна – лучше подари, порадуй другого.

6. Проявление интереса к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.)

7. Любовь к труду, желание делать полезные предметы для себя и радовать других, оказание помощи взрослым, слабым, больным, пожилым людям.

Предпосылки финансовой грамотности у детей в дошкольном учреждении формируются различными методами и приёмами. Интерес у детей вызывают экскурсии и беседы с целью знакомства с разными профессиями, дидактические, настольные, интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Помогают экономическим знаниям, воспитанию у детей лучших нравственных качеств, способствует чтение детям художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, которые в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Например, это такие произведения для детей, как басня «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова, сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», русские народные сказки «Морозко», «По щучьему велению», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и другие.

Также эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания – применение сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.

Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Тематика таких игр: «Супермаркет», «Почта», «Салон красоты», «Ателье мод», «Банк», «Семья», «Путешествие» и т. д. Сюжетно-ролевая игра представляет собой свободную, творческую, самостоятельную деятельность детей, в которой они выполняют роли в соответствии с игровым сюжетом, моделируя деятельность взрослых и отношения между ними. Экономическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и детей, ориентированных на усвоение элементарных экономических понятий и формирование нравственно-экономических качеств детей. Эффективность сюжетно-ролевой игры, как средства экономического воспитания дошкольников зависит от педагогического руководства воспитателя, система реализации которого включает ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды, активизирующее общение воспитателя с детьми.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте возможно успешное решение следующих задач: формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 00:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Яна Кучетарова (УИ 943962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД