Яна Кучетарова
Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с самого маленького возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы воспитатели должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Как они достаются? Как правильно ими распоряжаться? Если у ребенка не правильно сформировать представление о деньгах, то у него появится собственное мнение и зачастую оно не верное. Дошкольники должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Дети и экономика это на первый взгляд кажутся далекими друг от друга.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников и формирование предпосылок финансовой грамотности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Недостаточные знания финансовой грамотности не дает родителям привить правильные навыки по управлению финансами.
1) Многие родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, не знают как они достаются.
2) Легкомысленное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.
3) В возрасте 5-7 лет включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли.
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней.
Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Первые познания об экономике дети получают в своей семье. Одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Т. е. это не цель родителей, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно связано с авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование призывает воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность.
Семья способствует воспитанию у детей полезных привычек, которые повседневно закрепляются в детском саду:
1. Бережное обращение со своими вещами и вещами других (детей, взрослых).
2. Разумно использовать материалы для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, фломастеры и т. д.).
3. Экономить воду, электроэнергию (выключать, если в данный момент никто не пользуется).
4. Нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Ребёнок, а точнее дошкольник не способен самостоятельно овладеть основами экономической и финансовой грамотности, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания. Если в дошкольном образовательном учреждении создать соответствующую предметно-развивающую среду, использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей, то в результате старшие дошкольники способны овладеть элементарными экономическими знаниями :
1. Использовать в играх, образовательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми экономических понятий.
2. Называние разных мест и учреждений торговли (рынок, магазин, супермаркет, интернет-магазин).
3. Знание российских денег, возможно и название валют ближнего и дальнего зарубежья, например, в путешествии.
4. Называние разных видов рекламы, понимание её назначения, способов воздействия.
5. Следование правилу: ничего не выбрасывай зря, если она тебе не нужна – лучше подари, порадуй другого.
6. Проявление интереса к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.)
7. Любовь к труду, желание делать полезные предметы для себя и радовать других, оказание помощи взрослым, слабым, больным, пожилым людям.
Предпосылки финансовой грамотности у детей в дошкольном учреждении формируются различными методами и приёмами. Интерес у детей вызывают экскурсии и беседы с целью знакомства с разными профессиями, дидактические, настольные, интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Помогают экономическим знаниям, воспитанию у детей лучших нравственных качеств, способствует чтение детям художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, которые в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Например, это такие произведения для детей, как басня «Стрекоза и муравей» И. А. Крылова, сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», русские народные сказки «Морозко», «По щучьему велению», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и другие.
Также эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания – применение сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.
Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Тематика таких игр: «Супермаркет», «Почта», «Салон красоты», «Ателье мод», «Банк», «Семья», «Путешествие» и т. д. Сюжетно-ролевая игра представляет собой свободную, творческую, самостоятельную деятельность детей, в которой они выполняют роли в соответствии с игровым сюжетом, моделируя деятельность взрослых и отношения между ними. Экономическое воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и детей, ориентированных на усвоение элементарных экономических понятий и формирование нравственно-экономических качеств детей. Эффективность сюжетно-ролевой игры, как средства экономического воспитания дошкольников зависит от педагогического руководства воспитателя, система реализации которого включает ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды, активизирующее общение воспитателя с детьми.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте возможно успешное решение следующих задач: формирование экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.