Получи документы

Консультация для педагогов «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»

Егорова Светлана
Консультация для педагогов «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Подготовила воспитатель:

Егорова Светлана Павловна

«Эмоции и их влияние на образовательный процесс».

Публикация «Консультация для педагогов „Эмоции и их влияние на образовательный процесс“» размещена в разделах

Дошкольное детство – короткий период в жизни человека, но оно имеет очень большое значение. В этот период развитие ребенка идет как никогда бурно и стремительно. Все стороны психики получают определенное развитие, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка.

В настоящее время в системе дошкольного образования важным направлением является социально – коммуникативное развитие детей, их социализация, то есть нормальное, безболезненное вхождение в жизнь общества, где одной из составляющих выступает эмоциональное развитие ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности. Эмоциональное развитие является одним из приобретенных направлений развития личности дошкольника.

Что же такое эмоции?

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Эмоции (франц. Emotion – волнение, латинский: emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворение (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.»

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции – это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения и развития.

В последние годы, дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не могут выразить своих чувств, а если выражают, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникает проблема в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития интеллектуальной сферы. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши и вовсе не умеют играть.

У детей с неразвитой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе и это приводит к негативным последствиям.

Проявляясь в поведении, эмоции информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его радует, а что сердит и огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

В 1,5-2 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции.

Фактором развития которых является похвала или отрицательная оценка взрослого.

Для младшего дошкольного возраста (3-4 года) характерно понимание четырех эмоций : радости, грусти, страха и злости.

Для ребенка 3-4 лет характерны резкие перепады настроения, его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение малыша начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает оценивать поведение окружающих людей, однако эти оценки очень категоричны и ситуативны.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к эмоциям радости, грусти, страха и злости еще добавляется эмоция удивления. К 4-5 годам, ребенок становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие и психологической выносливости. Снижается утомляемость, настроение становиться более стабильным, менее подверженным перепадам.

В старшем дошкольном возрасте к эмоциям радости, грусти, страха, злости и удивления еще присоединяются эмоции обиды, вины и стыда.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни. Ребенок 6-7 лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть свой страх, агрессию, слезы.

Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций :

радости, грусти, страха, злости, удивления, обиды, вины и стыда, которые с учетом возрастных особенностей детей вводятся в определенной последовательности.

Взаимоотношение ребенка с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувства радости, нежности, гнева и других переживаний дошкольника. Потребность быть «хорошим» для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает чувства ревности, зависти, сочувствия.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника, в становлении личности растущего человека.

Эмоции выступают «индикатором» состояния ребенка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.

Развитие эмоций и чувств неотъемлемо связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. В следствие речевого развития, эмоции становятся осмысленными. Часто у дошкольников стали наблюдаться отклонения в речевом развитии. Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка.

Дети с нарушением речи не редко бывают эмоционально неустойчивы, настроение у таких детей быстро меняется. Часто перепады настроения сопровождаются агрессией, беспокойством. Значительно реже у таких детей наблюдается заторможенность и вялость.

Так же эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на познавательные процессы личности – такие как восприятие, мышление, память, внимание, наблюдательность и т. д.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий, где в процессе общения, игры и выполнения совместных трудовых дел, дети учатся испытывать определенные чувства.

Эмоции имеют психофизиологическую основу, то есть эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности.

Своевременная оказанная психолого-педагогическая помощь и поддержка эмоционального развития ребенка способствует формированию эмоциональной регуляции и укреплению психофизического здоровья.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти».

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств, при помощи интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной различными переживаниями. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого ребенка, учесть его настроение и желания.

В процессе образовательной и трудовой деятельности, направленной на достижение результата, возникают новые эмоциональные переживания : радость от успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от плохо выполненной работы и т. п.

Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда, как отрицательная оценка, которая часто повторяется, влечет за собой негатив, подавленное настроение, тяготит и угнетает физическую и умственную активность дошкольника. Отрицательный психологический климат в группе (в детском коллективе) приводит к появлению у детей невротических реакций, снижению самооценки, развитию детских неврозов, формированию отрицательных черт личности и характера.

В настоящее время, для дошкольного образовательного учреждения, становится главным развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Все это требует от педагога высокого уровня психолого-педагогической компетентности : умения понимать ребенка, учитывать его особенности, своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую помощь и поддержку.

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»
Опубликовано: 3 июля 2021 в 09:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»» (включая файлы) размещена пользователем Егорова Светлана (УИ 2421490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД