МААМ-картинки

«Загадки вчера и сегодня»

Ольга Севастьянова
«Загадки вчера и сегодня»

Все мы с детства знакомы с загадками и даже будучи взрослыми с удовольствие их отгадываем. Что же такое загадка?

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в краткой, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений.

Если мы обратимся к истории возникновения загадки, то увидим,что она имеет глубокие исторические корни, и данная фольклорная форма имеется у всех народов населяющих нашу планету.

Публикация «„Загадки вчера и сегодня“» размещена в разделах

По одной из исторических версий,загадка является результатом, используемого древними племенами тайного языка, своеобразного шифра, с помощью которого посвященные передавали информацию важную для племени (тайные тропы, обрядовые места, внутренний уклад жизни племени, места охоты, секреты подготовки воинов и т. п.) Например, непосвященный не мог понять диалога между двумя охотниками одного племени, даже если он говорил с ними на одном языке.

Другой причиной появления загадок является трепет древнего человека перед силами природы. Боясь огня, молнии… человек старался не называть то, или иное явление на прямую, а говорил иносказательно. Если же вслух произносилось имя страшного природного явления, считалось, что это приведет к его пробуждению, и вся мощь и сила его обрушится на голову говорившего.

Со временем уклад жизнь человека изменялся,под воздействием различных религиозных течений менялось его мировоззрение, многие предметы и явления получали научное объяснение. Тайная речь в первичном своем предназначении ушла из жизни человека, но остались иносказания (загадки, которые продолжали использовать в обрядах и ритуалах (сватовство, свадьба), развлечениях взрослых. Загадка давала возможность блеснуть умом и сообразительностью.

Загадка меняла свою форму. Появились рифмованные загадки, загадки стишки. Они легко запоминались, и даже маленький ребенок без труда мог их запомнить. Таким образом, загадка перекочевала из взрослого фольклора в детский, стала авторской и литературной.

С развитием педагогики как науки педагогическая ценность загадки не могла быть не замеченной. В конце XIX века загадки используются в учебной литературе такими известными авторами как К. Д. Ушинский, В Даль, Л. Н. Толстой.

Современные литературоведы, исследователи видят педагогическую ценность загадок в том, что «она знакомит ребят с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина.

Загадка-наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников

Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.

За свою способность воздействовать на интеллектуальное и речевое развитие ребенка загадка нашла широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста. На это указывают М. Хмелюк, Ю. Г. Илларионова, М. М. Алексеева, А. М. Бородич и др.

В детском саду она может быть использована как :

1. организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.

В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

2 способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.

С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

3. как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.

Проведение досугов, викторин, игр. Например Занятия полностью посвященные загадкам из цикла " В гостях у Бабушки Загадушки"( " Прятки с загадками", " Волшебный сундучок", " Что?Где?Когда?"

Как мы видим, развивающие возможности загадок очень велики.

Остается только пожелать более широкого их использования не только в детском саду, но и в школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Публикация на тему «Воспитание духовности и обогащение речи посредством устного народного творчества» Приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Важной частью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Загадки вчера и сегодня»
Опубликовано: 27 сентября 2014 в 18:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД