Приложение МААМ

Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду

татьяна нелюбина
Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?

Публикация «Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду» размещена в разделах

У разных детей разный темперамент, разные характеры, интересы и склонности. Приходя в детский сад, мы наблюдаем, что многие дети скованны, неэмоциональны, плохо говорят. И для меня, как для педагога, ставится задача развить речь ребенка, научить выражать свои чувства, эмоции, научить двигаться без стеснения.

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для своих мыслей, следует обучать как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями.

Практика работы в детском саду показала, что на занятиях дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности. Это немалая заслуга воспитателей и родителей. Они читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихотворения, учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывают собственные короткие сказки, рассказы, загадки.

Для развития речи ребенка очень полезны игры по сюжетам сказок, выразительные движения под музыку, пение, приобщение к различным видам театра с участием детей и взрослых. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на детей, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, раскрепощает и активизирует детей.

Готовя детей к драматизации, вначале выразительно читаем произведение, а затем проводим по прочитанному материалу беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания сказки, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского, спрашивала: «Кто из героев был злым? Почему?» и т. д.

Для развития у детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Н-р, читая отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», спрашиваю «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете?»

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, где уделяем внимание анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенным на картинках («Что с ним?» «Почему он плачет?»)

Очень хорошо к театрализации готовит прослушивание сказки на диске. Здесь дети непосредственно слышат окраску, тембр и темп голоса героев.

Большое внимание уделяем развитию у детей способности модулировать, интонировать голосом, пластично двигаться. На занятиях по развитию речи предлагаем выполнять творческие задания: н-р произнести определенную фразу - возмущенно, удивленно, тихо, громко и т. д.

На зарядке, н-р, можно попросить детей пройти, как «ходит лиса»-вольяжно, любуясь собой, медленно.

Огромное значение придаем разучиванию скороговорок. Учим детей сначала медленно, отчетливо, выговаривая каждый звук, читать скороговорки, повторяя их по несколько раз, постепенно убыстряя темп речи.

При заучивании стихотворений, работаем над интонационной выразительностью. Предлагаем разное прочтение стихотворения: с движениями и без, с использованием жестикуляции, мимики, уровня голоса и т. д. Дети сами выбирают какое из прочтений им понравилось и почему.

При воспроизведении стихотворения использовала такой прием, как чтение по ролям. Включала упражнения по технике речи : на развитие голоса, отработку дикции, постановку дыхания.

Театрализованной деятельность я занимаюсь с детьми, начиная со 2-й младшей группы. Малыши с интересом смотрели небольшие кукольные спектакли-инсценировки, которые разыгрывали воспитатели и сами дети. Такие минуты помогали детям расслабиться, снять напряжение, создавая радостную атмосферу. Во время проговаривания и импровизации отдельных фрагментов текста, привлекала всех детей, кто желает сам поучаствовать в сценке.

Театр можно создать с детьми в костюмах и масках. Здесь используются мимика и жесты, тембр и темп голоса. Костюмы изготавливают родители вместе с детьми, что еще больше сближает их. Многие маски хранятся в группе и всегда доступны к использованию.

Театр, как мы знаем, может быть кукольным, когда используются ширмы и куклы, которые надеваются на руку. Здесь используется только интонация голоса.

Театр может быть пальчиковый, когда на пальчик ребенок «одевает» героя сказки и озвучивает его.

Я использую в работе еще и театр на ложках, кружках, вырезной театр из бумаги и героев, сделанных своими руками. ( н-р: слепили на лепке героев сказки «Теремок» и после обыграли сказку несколько раз)

Разучивание ролей происходит со всеми детьми, и, конечно, же герои у разных детей получаются разные. Все дети получают свою похвалу. Есть дети, которые раньше отказывались участвовать в играх-драматизациях. Это происходило от боязни быть неуклюжим неловким. Но с каждым занятием такие дети становятся увереннее в своих силах, скованность сменяется инициативой, творчеством.

Игра-драматизация не должна доводиться до состояния идеально отточенного спектакля, который готовится целый год, утрачивается качество импровизации и успевает надоесть детям.

Используя театр и его героев, можно показать не хорошо знакомую всем сказку, а придуманную самим ребенком. Он учится сочинять и показывать действие другим детям.

В игре-драматизации ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат, поэтому музыкально-игровое творчество можно считать одним из наиболее увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

В театральной деятельности я стараюсь занять всех детей, не отбирая, кто лучше выговаривает, а кто хуже. Все дети получают свои роли: кто-то - главные, кто-то - второстепенные. Такой подход к дошкольникам даёт свои положительные результаты. Дети общительны, активны, эмоциональны, свободны в выборе, через драматизацию они непросто учатся правильно выговаривать звуки, слова, но и становятся более уверенными, успешными.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать.

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду
Опубликовано: 28 января 2014 в 13:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия театрализованной деятельностью как средство развития речи ребенка в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем татьяна нелюбина (УИ 137806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД