Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста

Людмила Шебардина
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста

Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Академик, хирург Н. М. Амосов сказал: «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Многочисленные исследования последних лет показывают:

1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они еще не знают, что больны.

4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

Еще одна из причин снижения здоровья - дети стали вести малоподвижный образ жизни. Больше их интересуют компьютер, телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им необходимо быть постоянно готовыми к изменениям в обществе, но сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.

Работая в школе более 20 лет, проанализировав причины заболевания школьников, я пришла к выводу о необходимости решить эту проблему с помощью внедрения здоровьесберегающей технологии. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. На данный период у меня сложилась определенная система использования этой технологии в работе.

В её основу положены основные задачи, которые я ставлю на первое место:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Обобщая сказанное выше я, как учитель начальных классов поставила перед собой задачу: создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.

(обратите внимание на слайд, который отражает направления этой деятельности). Остановимся на каждом из направлений.

1 направление

Создание здоровьесберегающей среды :

В классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей согласно СанПиНов.

Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по триместрам, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета, проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.

Классная комната оборудована техническими средствами обучения.

В учебном кабинете имеется уголок эмоциональной и психологической разгрузки – аквариум.

Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании.

Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом в школу не каждому ребенку хочется кушать. И все ученики первого класса посещают столовую.

2 направление

Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе

Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника, правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании методического совета школы и согласован с родителями.

(Слайд «Режим дня»)

Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года я составила расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.

Слайд (Расписание уроков в 1 классе)

Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние организма детей и, как следствие, на работоспособность.

При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации показывает проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.

На уроках часто применяю игровую технологию. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Широко использую нестандартные уроки: уроки – соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.

Часто на уроках организую групповую и парную работу, в ходе которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. В процессе работы дети размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто работают стоя. При проведении такой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а также решаются задачи здоровьесбережения.

Так же использую:

- фронтальный опрос с использованием мяча, шарика или какой-либо игрушки.

Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

Для повышения умственной работоспособности детей я провожу физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

В состав физкультминуток я включаю:

- упражнение по формированию осанки,

-укреплению зрения, мышц рук,

- отдых позвоночника и другие.

Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.

Мною создан комплекс физкультминуток, которыми пользуются коллеги моей школы.

Наглядность, применяемая на уроке, способствует лучшему усвоению нового материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности активно использую компьютерные технологии. Применение компьютера на уроке, подготовка презентаций - эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучать, готовиться. Но, видя результат, не жалко, ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.

Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10 минут. Я не только на занятиях строго соблюдаю это правило, но и требую от родителей.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования. И работая по этой программе, я поняла, что именно она поможет мне сделать обучение современным, повысить качество обучения, свой профессиональный рост.

Большое внимание в своей работе уделяю учебно-исследовательским работам по теме «Сохранение здоровья». Мои ученики подготовили исследовательские работы по теме «Вредна или полезна жевательная резинка», «Тайны шипучей воды», где выступали на районных и республиканских конференциях. Бывали частыми гостями в гимназии № 19 города Саранска и являлись призерами. Считаю, такие исследовательские работы ориентируют учащихся на проблемы сохранения здоровья.

3 направление

Здоровьесберегающая организация воспитательной работы

Реализуя свою технологию провожу классные часы по следующим темам «Учимся не болеть», «Мой паспорт здоровья», «Я и мои способности», «Дерево здоровья»

Уже несколько лет в нашей школе ежемесячно проходят Дни здоровья, где наш класс тоже принимает активное участие. Вместе с родителями организовываем весёлые старты, игры, конкурсы, походы. Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители с детьми моего класса принимают участие в районных и республиканских соревнованиях.

Думаю, что такие успехи достигнуты моими учениками и их родителями, благодаря своему личному примеру. Со школьной скамьи я занимаюсь спортом, защищала честь района и республики на соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. И в настоящее время я веду активную спортивную жизнь, бегаю на лыжах, увлекаюсь туризмом, участвую вместе со своим учащимися в спортивных играх и соревнованиях.

Видимо, поэтому администрация школы предложила в 2006 году с моими учениками организовать спортивный класс. Сейчас это учащиеся 9 класса, в этом году они стали чемпионами Мордовии по КЭС - баскету.

А следующий выпуск, сегодняшние пятиклашки, стали кадетским классом. Сейчас у меня первоклашки, и я постараюсь, чтобы из них выросли здоровые люди, увлеченные спортом.

4 напрвление

Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности.

Сегодня в начальной школе происходят большие изменения. Российское образование перешло на новые ФГОСы. Одним из компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Уже третий год я веду в 1- 3 классах занятия по внеурочной деятельности - секцию «Крепыши», на которых мы играем, проводим соревнования, выявляем самого сильного, быстрого, ловкого. Эти занятия способствуют укреплению здоровья детей. Но есть в классе одаренные в спортивном плане дети, им такой нагрузки маловато, и я стараюсь таким детям рекомендовать посещение спортивных секций. В предыдущем выпуске, многие дети посещали секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо. Ребята участвовали в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и добивались высоких результатов.

По начальным классам спортивные секции посещают - 30% учащихся. Нам учителям нужно как больше находить одаренных детей и направлять в спортивные секции. Может быть, среди них будущие Олимпийские чемпионы.

5 направление

Мониторинг состояние здоровья учащихся и эффективности здоровьесбережение.

Ежегодно дети проходят плановый медосмотр врачами ЦРБ, рост и вес соответствует возрасту. Учитывая в работе показания медсестры школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю на родительские собрания медиков.

Внедрение в учебный процесс здорвьесберегающих технологий на протяжении 4 лет позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1 класс – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевания снизился до 16%.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группыЗдоровьесберегающие технологии для детей первой младшей группы Тема: «Здоровьесберегающие технологии детей первой младшей группы»  «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.  От жизнерадостности,.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей младшего школьного возрастаЛэпбук «Пожарная безопасность» для детей младшего школьного возраста В начале учебного года в моем объединении «Умелые руки» был объявлен конкурс на лучший лепбук. Тему лепбука дети выбирали по своему желанию.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Сценарий ко Дню России для детей младшего школьного возрастаСценарий ко Дню России для детей младшего школьного возраста СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОССИИ в летней образовательной площадке «Радуга ТАЛАНТОВ» (возраст детей в отряде – 8-11 лет) Цели:.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Здоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детейЗдоровьесберегающие технологии в режиме дня часто болеющих детей Утренний прием Приём детей начинаю с использованием музыки успокаивающей и ласковой, элементов сказкотерапии. Использую потешки, стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 10 октября 2021 в 18:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД