МААМ-картинки

«Жить в мире с собой и другими». Воспитание толерантности

Ольга Жирова
«Жить в мире с собой и другими». Воспитание толерантности

Тема: «Жить в мире с собой и другими» (воспитание толерантности)

Цель: формирование доброжелательного, терпимого отношения воспитанников друг к другу и окружающим людям.

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности,

Публикация «„Жить в мире с собой и другими“, Воспитание толерантности» размещена в разделах

способствовать восстановлению уважительных отношений и взаимопонимания в семьях воспитанников,

воспитывать бережное чувство счастья.

Оборудование: народные костюмы для девушек, шкатулка, зеркало, презентация, мультимедийная установка.

Литература: журнал «Воспитание школьников» №1, 2013 год.

Ход занятия.

1. Приветствие.

2. Разговор о вечном.

Сценка «Любовь и волшебник»

Жила на свете девушка по имени Любовь.

Скучно ей было без подружки, вот и обратилась она к волшебнику за советом.

Любовь:

- Помоги, мне дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную Богом жизнь…

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи завтра утром на расцвете…

Пришла Любовь в условленное место, как только взошло солнце, и видит: стоят девушки – одна другой краше…

Волшебник:

- Вот, выбирай, одну зовут- Радость, другую -Удача, третью -Красота, четвертую – Доброта.

Любовь:

- Они все прекрасны! Но подружкой на все жизнь может стать только одна…

Посмотрела Любовь каждой девушке в глаза и взяла за руку девушку по имени Доброта.

-А кого бы выбрали вы? Почему?

3. Понятие «толерантность».

1) На первый взгляд слово «толерантность» звучит непонятно, но оно несет очень важный смысл существования для всего человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и обладающий чувством самоуважения, уважаемый окружающим. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

2) Работа со схемой «Толерантность» по слайду:

1. Принятие другого таким, какой он есть.

2. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

3. Сотрудничество, дух партнерства.

4. Милосердие.

5. Уважение человеческого достоинства.

6. Сострадание.

7. Уважение прав других.

- Давайте изобразим ваши ответы в виде солнца и лучиков.

3. Лексическое значение слова «толерантность» в языках народов мира.

-Давайте послушаем, что слово «толерантность» означает на разных языках мира.

В русском языке-способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего или кого-либо).

Во французском языке - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам.

В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском языке – позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском языке – прощение, страдание, терпение, расположенность к другим.

4. Толерантный и интолерантный пути развития личности.

1) Сценка: «Перед вами две дороги – выбирайте!»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал.

Девушка:

- Подожди, я подойду к нему.

Парень:

- Не вздумай! Он грязный!

Девушка:

- Видишь, у него сломана нога! Смотри, кровь на брюках!

Парень:

- А нам-то что! Он сам виноват!

Девушка:

- Ему нужна помощь! Срочно!

Парень:

- Говорю тебе-он сам во всем виноват! Наверное, не работает, ворует, пьянствует! Зачем ему помогать?

Девушка:

- Я все равно подойду!

Парень:

-Я не пущу тебя! Ты моя девушка и не смей общаться «со всякими»! пойдем отсюда!

Девушка:

Ему же больно! Ты что не понимаешь?

Девушка (подошла к мужчине) :

Что с вами? Что с вашей ногой? Потерпите, я вызову «скорую»!

Девушка (обращается к парню) :

- Дай, пожалуйста, телефон, нужно вызвать «Скорую помощь» и позвонить родственникам.

Парень брезгливо посмотрел и отошел в сторону.

Девушка:

- Ну и иди отсюда! И никогда больше не приходи ко мне! Понял! Никогда!

Парень:

- Неужели из-за какого-то бомжа ты можешь так поступить со мной! Глупая! Ты пожалеешь об этом!

Девушка подходит к мужчине.

Мужчина:

- Спасибо тебе, ты обязательно найдешь свое счастье!

Парень пошел прочь, а девушка попросила о помощи прохожих и они вызвали «Скорую помощь».

2. Вопросы для обсуждения:

– Почему молодой человек отказался помочь?

– Как бы вы поступили в подобном случае?

– Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, прохожий или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

6. Сравнительная таблица «Черты толерантной и интолерантной личности».

Групповая работа: 2 группы.

Толерантная личность Интолерантная личность

Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность, гуманизм Равнодушие, раздражительность

Желание что-либо делать вместе Игнорирование

Понимание и принятие Эгоизм

Чуткость, любознательность Цинизм

Снисходительность Нетерпимость

7. Сказочка о счастье.

Автор:

На свете жил один король. Богатый и могучий.

Всегда грустил он и порой бывал мрачнее тучи.

Гулял он. Спал. Обедал.

А счастья он не ведал.

Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело,

Вскричал король:

- Нельзя так жить! Карету мне! Карету!

Автор:

И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти.

И вот король в карету сел и покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит, карета бодро катится.

Король:

-Постой-ка! Кто там на пути!

Девчонка в драном платьице!

- О, всемогущий, мой король!

Подать хоть грошик мне позволь!

Король:

- Эй, попрошайка! Пропусти! Скорей мне карету!

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!

Автор:

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат – израненный, оборванный

Солдат:

- О, мой король!

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение.

Я за тебя стоял горой!

Я право, бился как герой,

Я выиграл сражение!

Король:

- А ну, служивый пропусти скорей мою карету!

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!

Автор:

Карета мчится во весь опор.

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышел с гор

Сутулая старуха.

Старуха:

-Прости, любезный мой король, старуху одинокую!

Мой дом-вон, видишь, за горой.

С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова-тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто…

Король:

- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету!

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!

Автор:

Вот лето кончилось…Жара сменяется ненастьем.

Король торопит в путь. Пора! Еще чуть-чуть – настигнет счастье!

И все бы кончилось бедой… сомнений в этом нету,

Да старец с белой бородой остановил карету…

Старец:

-Заблудшая душа! Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету.

Но только ближнего любя найдешь ты счастья это.

Скорей послушайся меня и разверни коня.

Дитя согрей и накорми, солдата в сторожа найми, но сперва

Старушке помоги – до дома донеси дрова.

Автор:

Тут вышла полная луна и осветила путь она…

Нелегкий путь, обратный путь, пусть к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце всем людям помогает.

И счастье на его лице, как ясный день сияет!

Вопросы для обсуждения:

- Как бы вы оценили поведение короля в начале истории?

- Как вы думаете, почему изменился король?

- Чему нас учит эта сказка?

Притча о дружной семье.

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалась в ней. Занимала она целое село. Семья была особой : ни ссор, ни скандалов, ни драк в ней не было. Дошел слух об этой семье до самого государя. Прибыл он в село. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь и решил узнать у главы семьи, как жители села добились такого благополучия. Тот долго что-то писал на бумаге – видно не был силен в грамоте и передал лист владыке. С трудом удалось разобрать каракули старика – три слова было начертано на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце дописано: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение.

Прочел царь и удивился:

-Это все!

-Да, - ответил старик, -это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. Подумав, добавил: «И мира тоже!»

Задание:

- Выскажите свое мнение по поводу крепкой семьи и мира на земле.

8. «Волшебное озеро».

Игра со шкатулкой.

-Закройте глаза. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть, улыбаясь, внутрь шкатулки. Там, в волшебном озере, вы увидите уникального и неповторимого человека. Но кто он, вы не должны сразу рассказывать вслух.

- Кто же этот неповторимый и уникальный, кого вы увидели? Найдите слова, которыми за что-то вы можете похвалить себя и других. Вы должны бережно относится к себе и к окружающим, принимать себя и других, какие есть, то есть относиться друг к другу с терпимостью, с толерантностью.

-Вот как трактует слово толерантность Большой энциклопедический словарь:

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

9. Релаксация: «Дерево толерантности».

Воспитанники и взрослые вместе садятся на корточки в круг и обнимают друг друга за плечи, наклонив головы, закрыв глаза.

- Представьте, что все мы – словно подснежники, которые заснули под снегом. Весеннее солнце пригревает все ярче и ярче. Снег тает, а из-под него навстречу теплу и свету дружно пробиваются молодые ростки, поднимая свои головы, тянутся вверх к жизни.

Все медленно встают, поднимая вверх руки, образуя крепкое дерево – дерево толерантности.

10. Подведение итогов.

- Какое понятие мы сегодня подробно рассмотрели? Что такое «толерантность»?

- Что значит «толерантный путь»?

- Легко ли быть толерантным?

(Мнение воспитанников, взрослых).

Публикации по теме:

«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт Каждый год в нашем детском саду Масленицу встречают по-разному. Дети и конечно родители с нетерпением ждут очередного сюрприза. Чучело.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Фотоотчет о проведении Дня толерантностиФотоотчет о проведении Дня толерантности Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, То, на чем стоит планета вся». Международный день.

Классный час для учащихся 5–6 классов «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся. Задачи: -воспитание доброжелательного отношения.

Коллективная работа детей подготовительной группы в технике квиллинг «Я возьму с собой гвоздики красные»Коллективная работа детей подготовительной группы в технике квиллинг «Я возьму с собой гвоздики красные» «Я возьму с собой гвоздики красные, Ленточку от ордена Победы — Мы сегодня всей семьею празднуем Праздник, нам подаренный прадедом» (Ирина.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Конспект занятия «Лоза толерантности»Конспект занятия «Лоза толерантности» Лоза толерантности. Воспитатель первой квалификационной категории Исаева Светлана Анатольевна. Все чаще мы видим, что в нашем обществе.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Нам морозы нипочем, варежки с собой возьмем» (фотоотчет)Проект «Нам морозы нипочем, варежки с собой возьмем» (фотоотчет) Проект «Нам морозы нипочем, варежки с собой возьмем» (фотоотчет)«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а.

Зимние постройки «Зимушка-зима пришла, с собой сказку привела»Зимние постройки «Зимушка-зима пришла, с собой сказку привела» Татьяна Плюхина Вот и снова наступила зима! Да какая снежная! Снега намело столько, что любую фантазию можно воплотить в жизнь. Дети у меня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Жить в мире с собой и другими». Воспитание толерантности
Опубликовано: 29 января 2020 в 00:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД