МААМ-картинки

Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Ольга Белозерова
Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей на тему

«Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

Публикация «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей - проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра – это полностью соответствует современным нормам ФГТ. В связи с этим занимательная математика и игровой занимательный материал математического характера являются основными средствами развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Занимательная математика выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми. В процессе обучения детей на занятиях отношения воспитателя и детей в краткой и исчерпывающей форме: воспитатель учит – дети учатся. В занимательной математике отношения иные – воспитатель играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игровых заданий, действий как руководитель и как ее участник.

Интерес, который вызывает занимательная математика, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и воспитателя. Правила многих занимательных заданий требуют сосредоточенности, внимания, усилия мысли, быстрой реакции или способности торможения – все это заставляет ребенка производить разные игровые действия, делать выбор в соответствии с поставленной игровой задачей, требованиями содержания и правил игры. В этой разнообразной деятельности проявляются, формируются опять же умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемые ходом занимательной игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они широко используются в детских садах Польши, Франции, Бельгии и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе используются ещё не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов. Учитывая, что в настоящее время насущной стала проблема индивидуально- дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к каждому ребенку должны занимать все большее место.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. К таким играм относятся «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентанимо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Сфинкс» и т. д.

Смекалки, головоломки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа не только активизирует мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере они не трудились.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

В старшей группе используют логические задачи, в которых надо найти недостающую в ряду фигуру или признак отличия одной фигуры от другой. При решении таких задач используют приемы сравнения, обобщения, абстрагирования.

Кроме того оформляется соответствующая предметно - развивающая среда. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их иргу, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Перед педагогами всегда должна стоять задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Литература:

1. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж,2006 год.

2. Интернет.

Консультация для воспитателей на тему

«Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей - проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра – это полностью соответствует современным нормам ФГТ. В связи с этим занимательная математика и игровой занимательный материал математического характера являются основными средствами развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Занимательная математика выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми. В процессе обучения детей на занятиях отношения воспитателя и детей в краткой и исчерпывающей форме: воспитатель учит – дети учатся. В занимательной математике отношения иные – воспитатель играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игровых заданий, действий как руководитель и как ее участник.

Интерес, который вызывает занимательная математика, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и воспитателя. Правила многих занимательных заданий требуют сосредоточенности, внимания, усилия мысли, быстрой реакции или способности торможения – все это заставляет ребенка производить разные игровые действия, делать выбор в соответствии с поставленной игровой задачей, требованиями содержания и правил игры. В этой разнообразной деятельности проявляются, формируются опять же умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемые ходом занимательной игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они широко используются в детских садах Польши, Франции, Бельгии и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе используются ещё не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов. Учитывая, что в настоящее время насущной стала проблема индивидуально- дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к каждому ребенку должны занимать все большее место.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. К таким играм относятся «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентанимо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Сфинкс» и т. д.

Смекалки, головоломки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа не только активизирует мыслительную деятельность, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере они не трудились.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

В старшей группе используют логические задачи, в которых надо найти недостающую в ряду фигуру или признак отличия одной фигуры от другой. При решении таких задач используют приемы сравнения, обобщения, абстрагирования.

Кроме того оформляется соответствующая предметно - развивающая среда. Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечить свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их иргу, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.

Перед педагогами всегда должна стоять задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Литература:

1. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж,2006 год.

2. Интернет.

Публикации по теме:

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации.

Использование занимательного математического материала в развитии познавательных способностей старшего дошкольного возраста Использование занимательного математического материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Обобщение опыта: использование занимательного материала в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,.

План самообразования «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников» На 2017-2018 учебный год Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Современные настольные игры и их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений Как сориентироваться в огромном количестве современных настольных игр? Какую тему выбрать и как играть? Такие вопросы очень часто встают.

Опыт работы «Развитие познавательной активности воспитанников через использование занимательного математического материала» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 60» Друганова Татьяна Вячеславовна. Тема статьи : «Развитие познавательной активности воспитанников старшего.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая нена-пряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое.

Значение сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста Роль сказки в жизни ребёнка «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2019 в 13:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД