Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности «Знакомство с русской избой и с предметами её обихода»

Алена Дусмухамбетова
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с русской избой и с предметами её обихода»

Цель: Формировать у детей представления о русской избе, о предметах домашнего обихода и традициях русского народа.

Задачи:

Обучающие.

- познакомить детей с русской избой, с предметами старинного быта.

Развивающие.

- развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.

- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Знакомство с русской избой и с предметами её обихода“» размещена в разделах

- стимулировать двигательную активность.

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

- развивать любознательность и интерес.

Воспитательные.

- способствовать расширению знаний о древней Руси.

- воспитывать у детей уважение к древним обиходам, традициям.

- воспитывать познавательный интерес.

Предварительная работа. Беседа с детьми «Как жили раньше?». Чтение стихотворения В. Моисеева «Матрёшка». Знакомство с лэпбуком «Русская изба». Рассматривание развивающих альбомов: «Русская изба, «Старинная одежда», «Старинное кухонное убранство».

Здоровьесберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и физкультминутка способствуют снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности.

Оборудование: Колокольчик, клубок, группа в стиле русской избы с предметами быта, слайды «Русская изба», «печь», «самовар», «чугунок», «ухват», «деревянная ложка» и т. д. Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?».

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

«Милый друг»

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг, и справа - друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы сегодня, ребята не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями (ответы детей).

Воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц. Затем воспитатель рассказывает: «Наступила поздняя осень. Это время года называют предзимье. По народному календарю 10 ноября отмечается праздник Прасковья Льняница. С этого дня в старину начинались зимние работы. Девицы собирались вместе. Кто кружево вязал, кто-то прял, шил. Также мяли, трепали лён, ткали из него полотно. А потом из полотна шили одежду. Украшали её вышивками».

Воспитатель спрашивает, в какой стране живут дети. Дети отвечают: «Мы живём в России».

Воспитатель рассказывает: «В старые давние времена наша страна звалась не Россией, а Русью. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Приглашаю вас заглянуть в старинную избу (демонстрирует слайд презентации).

Слайд 1 и 2. В избе была одна большая комната – ГОРНИЦА. В ней находились различные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. Какие они были? (деревянные).

На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным», то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.

Слайд 3. Было в избе такое место как «красный угол». В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Слайд 4.

Дыхательная гимнастика «Самовар»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Слайд 5.

Послушайте загадку и скажите, что было ещё самым главным в русской избе

Воспитатель загадывает загадку.

Летом спит,

Зимой горит-

Пасть открывает,

Что дают глотает. (Печь)

Дети отгадываю загадку. Воспитатель демонстрирует отгадку (слайд).

Воспитатель рассказывает: «Печь – это сердце дома. В каждой избе была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Утром хозяйка первым делом начинала растапливать печку. Для чего она была нужна? Как вы думаете, чем могла печь накормить своих хозяев? Что можно приготовить в печи?» Дети отвечают: «В печи можно приготовить кашу, сварить суп, испечь пирожки» и т. д.

Она не только обогревала, кормила, но и лечила людей. Были в избе горшки.

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята. Знает?

(Чугунок)

Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужен чугунок. Дети отвечают.

Воспитатель просит отгадать детей ещё одну загадку, и тогда они узнают, с помощью какого предмета доставили хозяйки чугунок из печи:

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит-отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок.

Слайд 6. Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие?

Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.

Откуда произошло название "Русская изба"?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба»«истопка»«топить» - «отапливать».

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

Главным украшением избы были окна, поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.

Слайд 7.

Динамическая пауза «Плетень».

Есть народная игра (идут по кругу) называется – «Плетень»

Нам в неё играть охота, (руки на пояс)

Нам в неё играть не лень! (грозят пальчиком)

Раз плетень, два плетень, (приседают 2р.)

Спрячемся от солнца в тень (закрывают лицо руками)

Посидим, отдохнём (сидят)

И опять играть начнём (встали руки вверх)

1,2,3 – плетень собери (с окончанием слов дети должны построиться в 2 шеренги; руки скрестив крест накрест)

Сели на места.

Слайд 8.

Воспитатель сообщает: «В русской избе были предметы – помощники по хозяйству. Какие это предметы, вы сейчас узнаете.

Раньше в деревнях шкафов не было. Их заменял сундук. В нё м хранили вещи: рушники, скатерти, салфетки, шали, платки.

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев. Для чего служила кочерга?

Дети отгадывают загадку. Воспитатель демонстрирует отгадку (слайд).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - ….(самовар).

Воспитатель рассказывает: «За самоваром собиралась вся большая семья: пили чай с пирогами, блинами, мёдом. Самовар стал символом домашнего уюта и семейного покоя». Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству. Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло. Коромысло – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Для чего предназначалось коромысло?

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Всех кормлю,

А сама безрогая. (Ложка)

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было. Деревянные ложки делали глубокими, так как основной пищей были супы и каши. Деревянной ложкой никогда не обожжешься. Изготавливали ложки из сосны, берёзы и клёна». Для чего ложки делали глубокими?

Слайд 9.

Для глажки белья использовали рубель. Рубель - это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так: наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги. (картинка)

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг. (картинка).

Слайд 10.

Пальчиковая игра.

Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)

Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)

В печку ставим – чугунок (чашечка)

Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)

Дружит с чугунком ухват (вытянута рука, показ большим и указательным)

Достанет кашу для ребят

Деревянную посуду (чашечка)

В печку ставить я не буду (грозим пальчиком)

Ложки и тарелки (большой пальчик со всеми в колечко)

Глубокие и мелкие

Радуют нам взоры (хлопки в ладоши и кулаки)

Красивые узоры.

Слайд 11.

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Потом пряжу отдаёт? (Прялка)

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.

(Веретено)

Ребята, как вы понимаете поговорку?

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

Хорошо прядётся - весело поётся.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка- электричества тогда ещё не было, девушки пряли и пели песни.

Слайд 12.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового.

Смотрите, и у нас дома есть домовой. Он вышел с вами поздороваться.

Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

А вы у себя дома замечали какие-нибудь необычные пропажи вещей? Может быть это тоже проделки домового?

Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»

Ребята, вы сейчас должны определить на ленте времени, какими предметами старинного быта пользовались люди в древности, и спустя временной промежуток, какими пользуются сейчас в современном мире.

А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками, как и мы сейчас. Давайте встанем в круг!

Рефлексия.

Слайд 13.

Понравилось ли вам сегодня наша беседа? Что вам особенно понравилось, запомнилось сегодня на занятии? (ответы детей).

Расскажите, пожалуйста, чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Дети вспоминают, что нового узнали они о быте крестьян на Руси).

Сейчас я передам вам клубочек, а вы назовите новые слова, которые мы с вами узнали, и расскажите для чего они использовались в древней Руси?

Воспитатель оценивает деятельность детей.

Молодцы, ребята!

Вы сегодня очень хорошо поработали.

А сейчас, я вам раздам поговорки про русскую избу, дома вам помогут прочитать родители, вы вместе подумаете, порассуждаете о чём говорится и на следующей встрече мы с вами обсудим их.

Спасибо вам за хорошую работу!

Прикреплённые файлы:

prezentaci-kopija_82ca6.pptx | 11095,6 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе «Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе. Цель:Приобщать детей к истокам русской народной.

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. ФотоотчетРазвитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой Цель: дать детям представление о Красной книге, знакомство с некоторыми редкими животными и птицами, формирование у воспитанников представлений.

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с русской избой и с предметами её обихода»
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 17:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД