Лучший педагог года

Конспект занятия «Знаменитые люди Кубани»

Александр Боярский
Конспект занятия «Знаменитые люди Кубани»

Цель: познакомить учащихся с известными людьми Кубани, с жизнью и творчеством этих людей. Развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей Кубани, развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей. Формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских ученых, композиторов, поэтов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой

3. Вступительное слово воспитателя:

Публикация «Конспект занятия „Знаменитые люди Кубани“» размещена в разделах

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте дети. Я рада всех вас видеть на нашем занятие.

Богат наш край садами и хлебами, Цемент и нефть он Родине даёт. Но самый ценный капитал Кубани - Простой и скромный труженик - народ.

Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем знаменитым, известным людям Кубани, внесшим огромный вклад в развитие нашей малой Родины и всей России.

А начну я с легенды об удивительной девушке Кубани.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике. Двери их жилища всегда были открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, на водной глади закачались кувшинки.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет - превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

И сегодня мы будем говорить о людях, стараниями которых наша Кубань развивалась, становилась великим, благодатным регионом России.

Вопрос: Дети скажите, как можно назвать людей, стараниями которых наша Кубань развивается, становится великим, благодатным регионом России? (Знаменитыми)

-Так о ком же мы будем говорить на занятие?

Ответ: знаменитых и известных людях Кубани)

Воспитатель: Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Дайте мне определение значения слов Знаменитый Известный.

Толковый словарь Ожегова.

Знаменитый - пользующийся широкой известностью; прославленный.

Известный - общепризнанный, такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью.

Воспитатель: Правильно сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине о Кубани, и о тех людях, которые внесли огромный вклад в её развитие. Конечно, невозможно за одно занятие вспомнить и рассказать обо всех наших знаменитых земляках, но у вас будет возможность узнать больше на уроках Кубановедении, самостоятельно, а также вы можете обратиться к справочникам, художественной литературе.

Вопрос: Дети как вы думаете, имя какой Российской императрицы связано с историей нашего края?

(Екатерина II)

Воспитатель: Правильно именно Екатерина II - Российская императрица, в 1792 году подписала Высочайшую грамоту о пожаловании Черноморскому войску острова Фанагория и территории правобережной Кубани, от устья реки Лабы до устья реки Ей.

Воспитатель: Я попрошу Диану показать на нашей карте где находиться Краснодарский край.

В 1793 году началось переселение казаков-запорожцев на «дарованную землю» Кубанского края, была основана столица - «войсковой град» Екатеринодар, город который сейчас называется Краснодар. Эти исторические события связаны с именами двух выдающихся людей того времени - атамана Захария Чепеги и войскового судьи Антона Головатого.

Захарий Чепега

«место сыскал под войсковой град», и вот уже в диких лесах Карасунского Кута застучали топоры. Казаки заготавливали брёвна, копали рвы, насыпали валы. Так и рождалась крепость, от которой плугом провели прямую борозду, наметив первую улицу - будущую Красную.

Атаман Чепега строго следил за строительством, требовал, чтобы новые дома были крепки и надёжны, и в то же время заботился о том, чтобы казаки не рубили лес без необходимости, сохраняли деревья и кустарники. Незаменимым помощником Чепеги во всех делах стал войсковой судья Антон Головатый.

У этого бесстрашного прославленного воина открылся в мирное время другой талант: он оказался отличным хозяином, умелым, расторопным организатором, успевая буквально везде. Недаром казаки шутили, что без войскового судьи «и вода не освятится».

Вопрос: Скажите как вы понимаете смысл поговорки «без него и вода не освятится». О каком человеке так говорят.

Ответ: (Об ответственном человеке, который во всем принимает большое участие)

Воспитатель: Головатый хлопотал, чтобы казаки обзаводились хозяйством: занимались хлебопашеством, садоводством. Завёл общественные пруды для ловли рыбы и раков, причём раков привёз в Екатеринодар из Темрюка - целых три воза! Даже пшеница пришла на Кубань благодаря хозяйственному Антону Головатому.

Так ещё в конце XVIII века появились на Кубани люди, которые неустанно трудились, заботясь о том, чтобы дикая невозделанная земля превратилась в богатый, сильный, цветущий край.

Кадышкина Е.

Земля моя родная

Мой милый Краснодар

И ты Кубань прекрасная, -

Моей судьбы причал

Здесь я родилась,

Выросла, без горести и бед

И вот я всем потомкам

Даю большой совет:

Цените нашу Родину,

Любите вы ее

И охраняйте бережно

Не жить нам без нее

Нигде нет места лучшего

Где б вы могли бы жить!

Где все могли бы радоваться,

Смеяться и любить

Вы берегите рощи, нивы, зеленые поля

И будет вами славиться кубанская земля.

Воспитатель: Дети а мы продолжаем с вами говорить о тех людях благодаря которым наш Край стал таким успешным.

Василий Степанович Пустовой и Павел Пантелеймонович Лукьяненко. Два кубанских учёных-селекционера, чьи достижения известны во всём мире.

Словарное слово Селекционер

Селекционер - это ученный, его главная цель улучшение различных видов живых организмов, они выводят и усовершенствуют новые, более устойчивые, к болезням, сорта растений, породы животных.

Историческая справка

Василий Степанович Пустовой - ученый, селекционер, который создал высокомасличные сорта подсолнечника.

Родился 14 января 1886 года в селе Тарановка ныне Змиёвский район Харьковской области. Окончил местную школу и городское училище в городе Змиев. В 1926 году окончил Кубанский сельскохозяйственный институт. Любимым растением В. С. Пустовойта был подсолнечник он вел уникальные опыты не только с ним, но и с озимой пшеницей, рожью, просом, кукурузой, и другими разнообразными полевыми растениями.

Умер 11 октября 1972 года. Похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре.

В память о нем установлен Бронзовый бюст на территории Всесоюзного научно-исследовательского института масличных культур. Именем Героя названы улицы в Краснодаре и Армавире (Краснодарский край).

Подсолнечник - этот удивительный «солнечный цветок» завезён в Россию еще в XVIII веке. Но поначалу русские крестьяне не знали всех его качеств, в народе было известно лишь лакомство - жареные семечки.

Вопрос: Скажите, для чего еще используют семена

Ответ: Из «солнечного цветка» можно получать очень вкусное и полезное подсолнечное масло. Также из семян подсолнуха изготавливают маргарин, готовят различные лекарственные мази, варят мыло, используют в народной медицине. Семена подсолнечника считаются великолепным поставщиком витамин)

Воспитатель: «Хлебный батько» назвали Павла Лукьяненко на Кубани, родился в 1901 году в станице Ивановской Краснодарского края. Интерес к сельскому хозяйству определился у юноши еще в школьные годы и остался на всю жизнь. В 1926 г. окончил Кубанский сельскохозяйственный институт. С юных лет он мечтал победить страшного врага пшеницы — грибную болезнь ржавчину, которая часто губила урожаи на богатой кубанской земле. Лукьяненко всегда был окружен многочисленными сотрудниками и учениками, которые вместе с ним вели интересные и кропотливые селекционно-генетические исследования.

Умер 13 июня 1973 года. Его дело достойно продолжают многочисленные ученики.

Краснодарская селекционная станция преобразована в Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П. П. Лукьяненко. Он оставил людям драгоценное наследство - золотые щедрые колосья кубанской пшеницы.

Воспитатель: О плодородии кубанской почвы в России ходили легенды: в кубанскую землю достаточно воткнуть палку, чтобы выросла телега. Кубанская пшеница считалась по качеству лучшей и по её производству Кубань вышла на первое место в России. Кубань стали называть «житницей России», потому что каждая десятая буханка хлеба в стране выпекается из кубанской пшеницы. У нас на Кубани говорят : «Будет хлеб - будет и пища».

Вопрос: Для чего люди выращивают пшеницу?

Ответ: (Зерна пшеницы перемалывают в муку, а из муки изготавливают различные макаронные, кондитерские изделия, хлеб, из зерен пшеницы получают крупы. Пшеницу используют в качестве корма для домашних животных. А также в ней содержатся крахмал, белки, жир, клетчатка, фосфор, калий, кальций, магний, витамины.

Стоит пшеница по Кубани Среди натруженных полей, И тает в хлебном океане Зелёный парус тополей. Шумят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд.

Работа с детьми: Объясните значение и смысл пословиц. Пословицы и поговорки о людях труда, о труде.

1. Человек живёт век, а его дела — два.

(Пословица о том, чего человек достиг в своей жизни, о его добрых делах будут долго вспоминать и говорить люди.)

2. Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

(Пословица о том, что если человеку нравиться трудиться, или заниматься любимым делом, то его труд обязательно ему принесет как духовную радость, так и обеспеченную жизнь.)

3. Сидя на печке, не заработаешь и на свечки.

(О труде и лени. Будешь бездельничать — будешь бедным, будешь упорным и трудолюбивым — добьешься успеха.)

4. Если долго мучиться, что-нибудь получиться.

(Означает, что если упорно продолжать делать какое-то дело, то обязательно будет результат)

5. Где родился, там и пригодился.

(Пословицу говорят о человеке, который успешно реализовал свой талант в той местности, где он родился, принося пользу родной стране, городу и окружающим людям.

Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем песню и вы мне скажете знакома вам она?

Звучит гимн Краснодарского края.

Вопрос: Кто знает что это за песня?

Все мы знаем слова гимна Краснодарского края.

Вопрос: Кто знает, кто написал слова к гимну?

Ответ: Константин Образцов

Воспитатель: Правильно автор этого шедевра - походный священник 1-го Кавказского полка Константин Образцов. Песня написана вдохновенно, и посвящена казакам «в память боевой их славы». Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой жизни. Отец Константин напутствовал смертельно раненых, дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина.

Песня «Ты, Кубань, ты - наша Родина» стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.

Воспитатель: А мы продолжаем дальше. Еще одно известное имя нашего Краснодарского края.

Станислав Владимирович Очаповский

Это выдающийся офтальмолог, его именем названа краевая больница в г. Краснодаре, во дворе которой установлен памятник учёному.

С 1921 по 1930 год им было принято 145 тысяч больных и до 5 тысяч произведено операций. Люди, прежде обреченные на вечную слепоту, прозревали. Имя Очаповского передавалось из уст в уста и стало самым известным на Северном Кавказе.

Воспитатель: Хотелось бы назвать имя еще одного ученого Кубани Ивана Григорьевича Савченко.

Кубанский профессор, микробиолог. Создал вакцины для борьбы с эпидемиями холеры, тифа. Когда казаки переселились на Кубань, они часто болели малярией.

Словарное слово Малярия

Малярия (в переводе с итальянского - «плохой воздух», ранее известная как «болотная лихорадка») - группа инфекционных заболеваний, передаваемых человеку при укусах комаров рода АпорЬекз («малярийных комаров») Сопровождается это заболевание - лихорадкой, ознобами, увеличением размеров селезёнки, печени.

Особенно тяжёлая ситуация была в районе Сочи и Адлера. Требовалось решение проблемы. Ученые разрабатывали вакцины. Болотистые участки засадили эвкалиптом, корни которого, как насос, высасывали воду и осушали территорию, а в водоёмы запустили рыбу гамбузию, которая поедала личинок комаров.

Ведь именно комары были разносчиками малярии. Так на Кубани победили малярию, а в Адлере рыбе гамбузии установили памятник.

Воспитатель: Я хотела вам рассказать о художественном руководителе Государственного академического Кубанского казачьего хора - Викторе Гавриловиче Захарченко.

В станице Дядьковской Кореновского района родился Виктор Гаврилович Захарченко - художественный руководитель Г осударственного академического Кубанского казачьего хора, музыковед-фольклорист, композитор, хоровой дирижер. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у него всегда. И жила в нем какая-то абсолютно внутренняя уверенность в том, что он им обязательно станет».

В 1974 году Виктор Гаврилович Захарченко возглавил Государственный Кубански казачий хор, коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные устремления и вывести коллектив на новые творческие рубежи. Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства хором В. Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбль международного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках стран мира.

А сейчас я хочу вам предложить посмотреть и послушать отрывок из Концерта Кубанского Казачьего хора который проходил в г. Ижевск в ДК "Аксион", и был посвящен Юбилейной программе "200 ЛЕТ ВО СЛАВУ КУБАНИ, НА БЛАГО РОССИИ!" «Распрягайте, хлопцы, коней»

Воспитатель: Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна её земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря - Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница - Все это Кубань.

И хутор, и город,

Живут без раздоров,

Имеют свой говор - Все это Кубань,

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой Гордится Кубань.

Народ - православный.

А путь его - славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Веселые вина,

С цветами долина

И строй тополиный –

Все это Кубань.

Быт улочек старых

И новь Краснодара,

И щедрость базаров –

Все это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань!

Воспитатель: За два с лишним века истории нашего края было очень много - замечательных людей, отдававших свои силы, знания, здоровье на благо родной земли.

Атаман Яков Кухаренко- писатель, историк, многое сделал для просвещения Кубани : при нём в середине XIX века оживилась работа гимназий и училищ.

Архитекторы Александр Косякин, Александр Козлов - подарили Екатеринодару и Кубани чудесные храмы, жилые дома, здания учебных заведений, которые и сейчас радуют глаз и душу любого кубанца.

Ботаник Иван Косенко создал в Краснодаре удивительный дендрарий, в котором собраны уникальные растения, выращиваются саженцы для кубанских парков.

Этот перечень славных имё н можно продолжать долго: ведь на Кубани сотни людей, достойных вечной благодарности и памяти потомков.

Они живут рядом с вами: строят новые дома, поднимают в небо самолёты, выращивают хлеб. Они приносят нашему краю славу трудовыми достижениями, научными открытиями, спортивными рекордами. Когда вы подрастёте, станьте и вы радетелями земли кубанской - трудитесь, не покладая рук, чтобы процветал наш край, был ещё плодороднее и краше.

Словарное слово Радетель

Радетель - покровитель, благодетель, человек проявляющий усердие к чему- нибудь, радеющий о чем либо, о ком то.

Вопрос: Подберите слова синонимы (слова близкие по значению, смыслу)- опекун, защитник, заботливый, сердобольный, попечитель.

Подведение итогов

Вопрос: О каких знаменитых людях Кубани мы сегодня говорили?

Захарий Чепега - казачий атаман Черноморского казачьего войска

Антон Головатый - войсковой судья Черноморского казачьего войска

Василий Степанович Пустовой - ученый, селекционер, который создал высокомасличные сорта подсолнечника.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко - ученый, селекционер, который работал над выведением новых сортов пшеницы

Константин Образцов - походный священник 1 -го Кавказского полка, автор слов гимна Краснодарского края «Ты, Кубань, ты - наша Родина

Станислав Владимирович Очаповский - выдающийся офтальмолог

Ивана Григорьевича Савченко - кубанский профессор, микробиолог

Захарченко Виктор Гаврилович - художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора

Атаман Яков Кухаренко- писатель, историк

Иван Косенко - ботаник создал в Краснодаре удивительный дендрарий СДЛЛАЙД №22

Вопрос: Как вы считаете, эти добрые, честные, трудолюбивые и талантливые люди достойны того, чтобы их имена знал каждый школьник, каждый взрослый? (Да)

На этом наше занятие закончено. Я надеюсь, что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю жизнь. Мы должны помнить, гордиться и наследовать красоты и богатства нашей с вами малой Родины - Кубани. Благополучие Кубани, ее будущее зависит от нас.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Фотоочерк «Знаменитые люди нашего города»Фотоочерк «Знаменитые люди нашего города» Уважаемые коллеги,спасибо,что зашли ко мне в гости!Сегодня мне хочется рассказать о знаменитых земляках нашего города,в память о них.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группеКонспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе. Цель: создать условие для развития представлений детей о правилах.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Конспект НОД в средней группе «Деревья как люди» Цели: Формировать представление детей о сходстве процессов происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия по теме «Родные люди» для детей с ОВЗ 6 группы Тема: «Родные люди». Цель: Формирование знаний о родных людях, родственных отношениях, кровном родстве. Задачи: Учить устанавливать родственные.

Конспект занятия с использованием ИКТ «На чем люди ездят. Водный, воздушный транспорт» в старшей группе для детей с ОВЗ Конспект занятия с использованием ИКТ «На чем люди ездят» (водный, воздушный транспорт) в старшей группе для детей с ОВЗ Цель: - расширить.

Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к.

Автор публикации:
Конспект занятия «Знаменитые люди Кубани»
Опубликовано: 30 января 2021 в 13:57
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД