Марина Ильина
«Знатоки правил дорожного движения». Сценарий итоговой викторины (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность и умение ориентироваться при переходе улицы.
2. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
3. Закрепить умения детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Адресность: для детей 6-7 лет.
Предполагаемые результаты: Использование в работе педагогов детского сада.
Наглядные пособия и оборудование:
Публикация «„Знатоки правил дорожного движения“, Сценарий итоговой викторины (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ПДД. Викторины по правилам дорожного движения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;
• сюжетные уголки: школа, больница, изображение «Пешеходный переход», велосипедная дорожка – велосипед;
• 4 стойки пустые, 2 стойки для светофоров; кружки для светофоров: красный, желтый, зеленый по 2 штуки;
• «Светофор» - 2 картонных двусторонних кружка с ручками: 1 – красный, желтый, 2 – зеленый, желтый;
• 2 обруча; мяч, книга;
• Дорожные знаки на стенде : «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автобусная остановка», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;
• Мольберт с листом и названием команд для выставления очков; маркер, эмблемы командам, сделанные руками детей.
• Карточки-символы (запрещено ; разрешено)
• Карточки-символы: правильно ; неправильно)
• Карточки – смайлики ( смотри: рефлексия)
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы по теме: Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист», «Происшествие с игрушками», «Кто важнее всех на улице»;
заучивание стихотворений по теме;
беседы по теме; отгадывание загадок; экскурсии к дороге;
Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ГИБДД»
Создание предметно-пространственной среды, игровых ситуаций: постройка макета «Светофор», автобус, мотоцикл из крупного напольного конструктора. Оформление стенда группы из поделок детей «Пешеходы в нашем городе.
Настольно-печатные игры по теме.
оформление уголков в группе «Уроки Светофорика».
Совместные поделки родителей и детей «Правила движения всем соблюдать положено» (выставка в группе)
Раскраски, творческие рисунки и работы детей.
Ход игры – викторины.
Действия педагога. Предполагаемые ответы детей.
1. Мотивация: Звучат фанфары автомобиля
Дети встают полукругом.
- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.
2. У нас большой, красивый город Санкт-Петербург с большими широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.
-Как называются эти правила? (Правила дорожного движения.)
- По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.
Дети идут на свои места.
Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:
1 загадка:
Вот стоит на улице
В чёрном сапоге –
Чучело трёхглазое
На одной ноге. (Светофор)
2 загадка:
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга.
1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»
1. Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
2. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
3. Где ездят машины? (по дороге)
4. Где разрешается переходить улицу? (По сигналу светофора, по пешеходному переходу)
5. Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)
6. Как нужно переходить улицу? (Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате)
7. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный)
8. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? (Попросить взрослого достать его)
10. Назовите правила поведения в транспорте? Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)
11. Что регулирует движение на улице? (Светофор)
12. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? (Надо придерживаться правой стороны)
13. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зелёный сигнал светофора)
14. А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке? (Регулировщик)
Дополнительные вопросы при необходимости:
15. Можно ли тротуару бегать, прыгать?
16. Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации?
Подводятся итоги 1 конкурса. Дети читают стихотворение про светофор.
Если свет зажегся красный, -
Значит, двигаться ОПАСНО.
Свет зеленый говорит:
Проходите – путь ОТКРЫТ!
Жё лтый свет предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
2 конкурс: «Капитанов»
Задание: «Кто быстрее и правильно соберёт светофор»
Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.
- Дети, у вас светофоры находятся в вертикальном положении, а могут они по-другому висеть?
- Я хочу рассказать про светофор.
Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.
Подводятся итоги 2 конкурса.
3 конкурс: «В стране дорожных знаков»
Выдвигается стенд с дорожными знаками.
-На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать, запрещающие, указательные.
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В группе оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)
1. Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит.
Пешеход, идите смело
По полоскам черно – белым. («Пешеходный переход»)
2. Посмотрите, мальчик Федя
Едет на велосипеде
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)
3. Покажите знак дорожный,
Где кататься Феде можно. («Велосипедная дорожка»)
4. Заболел живот у Тома,
Не дойти ему до дома
В ситуации такой
Нужно знак найти, какой? («Пункт медицинской помощи»)
5. В этом месте, как ни странно,
Ждут чего – то постоянно.
Кто – то сидя, кто – то стоя
Что за место здесь такое? («Автобусная остановка»)
6. В синем круге пешеход –
Не торопится, идет!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)
7. Этот знак нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!» («Дети»)
8. В дождь и в ясную погоду -
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено! («Движение пешеходов запрещено»)
Подводятся итоги 3 конкурса.
4 конкурс на внимание: «Игровой».
Дети встают и выполняют движения.
1. Подвижная игра : «Красный, желтый, зеленый»
Воспитатель (объясняет правила) :
Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете; жёлтый – хлопаете в ладоши;
зелёный – двигаетесь, маршируете.
2 Игра - эстафета: «Такси»
Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.
Объявляется победитель. Подводятся итоги 4 конкурса.
5 конкурс: «Разрешается или запрещается»
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди, показывая карточки-символы.
- Идти толпой по тротуару …
- Перебегать дорогу…
- Помогать пожилым людям переходить улицу …
- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)
- Переходить дорогу на зеленый свет …
- Уважать правила дорожного движения …
-Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.
Объявляется победитель. Подводятся итоги 5 конкурса.
6 конкурс «Правильно - неправильно»
- А теперь давайте поиграем. Ребята одной команды будут разыгрывать маленькую историю, а ребята другой команды должны будут решить, кто в этой ситуации поступил неправильно и наоборот!
Дети переходят дорогу по «Зебре» и по сигналу светофора ( воспитатель показывает кружки: красный - запрещается; синий - разрешается)
Ситуации могут быть следующие:
Переходя через дорогу :
- читают книжку,
- бегут,
- смотрят налево, затем направо,
- играют в мяч,
- прыгают,
- идут, держась за руку взрослого,
- дерутся,
- танцуют и т. д.
Подвести итоги 6 конкурс.
3. Рефлексия:
- Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге. Незнание правил дорожного движения может привести к беде!
Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины.
- Чему вы научились сегодня, играя в знатоков дорожного движения?
Педагог раздаёт детям карточки с изображением смайликов.
Команда «Светофор» заработала … очков,
команда «Регулировщик» … очков.
Детям вручаются призы и медали: «Знаток правил дорожного движения», «Лучшему капитану», «Самый внимательный».
Список используемой литературы:
1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. –
М. :- Мозаика-Синтез, 2009.- 112с.