МААМ-картинки

Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ

Виктория Пасечная (Ключкина )
Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ

Если меня попросят назвать универсальную все возрастную игровую среду, то я отвечу, не сомневаясь : «Песок».

Песок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности

Публикация «Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ» размещена в разделах

Я хочу поделиться своим опытом в коррекционно-развивающей работе с песком, как одним из перспективных и доступных методов в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития.

Используя песок, можно осуществить практически любые свои идеи, а так же совершать увлекательные путешествия, решать множество проблем, ощутить радость творчества.

Песок оказывает не только расслабляющее действие, но и несет лечебную, коррекционную и обучающую функции.

Исследователями обнаружено, что отрицательные эмоции, возникающие у детей, находят свое отражение в песочной картине. Но при совместном создании такой картины они постепенно ослабевают и как бы «уходят в песок». Песок, как вода, поглощает отрицательную энергию, очищает ее, стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. В этом и заключается терапевтический эффект песочной терапии.

Песок является отличным сенсорным стимулятором, например, беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок – они становятся более расслабленными, раскованными. А двигательно- расторможенные, инициативные и раздражительные дети реагируют на прохладный песок – он помогает им сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Играя с песком, дети проявляют уверенность и любознательность.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей выхода. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами.

Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции.

Ее цель — достижения эффекта «самоисцеления» посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает свой внутренний мир. В этом заключается принцип песочной терапии.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми и взрослыми со следующим спектром проблем:

• Различные формы нарушения поведения;

• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

• Психосоматические заболевания;

• Повышенная тревожность, страхи;

• Сложности, связанные с изменениями в семье (развод, переезд, потеря близкого человека и т. п);

• Неврозы.

• Нарушения в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения) ;

• Отсутствие мотивации, отказ взаимодействовать со взрослыми (воспитатель, родитель).

• Кризисные состояния.

• Дети с ОВЗ.

• Подготовка руки к овладению письма.

В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками наиболее эффективно включение в занятия :

1. Элементы песочной анимации - рисование песком на световых столах.

2. Арт-терапия: классическая красками и цветным песком.

3. Элементы сказкотерапии и кукольный театр.

В своей работе с детьми я часто использую элементы песочной анимационной терапии на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Играя с песком, ребенок испытывает удовольствие, что побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в идеях на песке. Дети получают удовольствие от занятия с песком, расслабляются.

На занятия с детьми я знакомлю их со свойствами песка, техниками рисования и прорисовывания деталей. Посредствам песка происходит развитие обеих рук, так как песочная анимация предполагает и работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.

Занятия строятся на основе сказок или волшебных историй, которые способствуют не только развитию фантазии и речи у детей, но и более глубокому раскрытию ребенка. Когда ребенок работает с элементами анимационной терапии, он сам придумывает и оживляет сказочные сюжеты. Занятия помогают отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например : застенчивость, агрессию, тревожность.

В работе с песком используются основные технические элементы рисования:

Песочным карандашом, валиком для песка, стилусами для песка, скребками для песка, кисточками, штампами.

• Одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, засыпанием из кулачка.

• Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.

В работе с песком можно использовать различного вида материалы: ребристый мячик, сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, песочный карандаш, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки, стилусы для песка, скребки для песка, валики для песка, зеркало (отражение половинки, в общем все то, что ребенок может использовать воплощая идеи.

Совместные занятия педагога-психолога и воспитателя позволяют ребенку раскрыться, так как наша работа может вестись как индивидуально, так и в группе.

Мой опыт работы показывает, что использование элементов песочной терапии и анимационной песочной терапии и классической терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;

- воспитанники чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

- развиваются психические процессы.

Песок- выступает как сенсорный стимулятор.

Применять метод песочной терапии можно для развития мелкой моторики. Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость. Дети 6-7 лет с большим удовольствием работают на занятиях по «подготовке ведущей кисти руки ребенка к письму» песочным карандашом.

Преимущество и плюсы использования данного метода песочной анимации выражаются в том, что она:

• способствует процессу индивидуализации;

• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие и актуализирует воспоминания;

• развивает воображение, обеспечивает многократный опыт благодаря множественности символических значений;

• позволяет снять контроль сознания, обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;

• является естественным языком для детей;

• не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;

• дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;

• служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы;

• обеспечивает психологу возможность личной психотерапии.

Включение мною в традиционные развивающие занятия элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательных эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов, но и учителей- дефектологов, логопедов.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора на занятиях по математике в работе с дошкольниками» Конспект мастер – класса «Использование Лего – конструктора на занятиях математики в работе с дошкольниками» Разработчик:.

Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер – класс. Подготовила и провела педагог-психолог.

Отчет на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками» (младше-средняя группа) В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях.

Применение информационных технологий в работе ДОУ Применение информационных технологий в работе ДОУ. Бойко О. И., МКДОУ «ЦРР – д/с № 4», п. г. т. Анна Воронежской обл. Современные информационные.

Применение современных информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками, имеющими ФФНР ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД