Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Татьяна Бикулова
Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Мастер – класс.

Подготовила и провела педагог-психолог Бикулова Татьяна Вениаминовна.

Тема: Использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников

Задачи:

- Дать определение песочной терапии;

Публикация «Мастер-класс „Использование песочной терапии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

- обучить практическим навыкам работы с песочной терапией;

- Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, презентация на тему «Песочная терапия» (разработанная автором-составителем мастер-класса, музыка для релаксации, песок, набор миниатюрных фигурок, подносы с сухим речным и цветным песком, палочки для рисования, влажные салфетки.

Ход занятия:

-В повседневной работе с детьми мне захотелось найти такой способ работы, который мог бы решать вопросы социально -личностного (эмоционального) развития дошкольника одновременно с другими его способностями. (интеллектуальными, творческими)

- Таким способом оказалась песочная терапия – одно из направлений арт-терапии (другими словами - лечение песком). Это техника рисования песком, которая позволяет детям избавиться от стрессов, страхов, снять напряжение, справиться с волнениями и фобиями и наряду с этим позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность.

Была она разработана Карлом Густавом Юнгом с целью «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

-Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми приемами работы с песком, которые могли бы вам пригодиться в вашей работе.

Для организации песочной терапии понадобятся :

1. ящик для песка (песочница) стандартного размера (50см х 70см х 8см). Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

2. песок, он может быть любой: речной, морской, кварцевый и т. п. Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота. Необходимо хотя бы один раз в месяц просеивать и прогревать песок (можно в духовке, под лампой или под лучами солнца).

3. вода. Не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

4. коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

- люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы, боги и богини разных народов, ангелы, и т. п. ;

- животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т. е. разнообразные представители животного мира;

- растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

- объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака,

молния;

- объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

- аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, монетки;

- естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и

дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

В песочнице Вы самостоятельно можете:

- рисовать на песке палочкой;

- возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);

- рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

- расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

Давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса. Вначале давайте познакомимся с песком.

«Знакомство с песком»

Цель: установление контакта, ритуал входа, снятие психоэмоционального напряжения, ритуал выхода.

Ритуал входа:

Чтобы попасть в песочную страну, нужно подойти к песочнице, вытянуть ручки над песочницей ладошками вниз, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Чтобы злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

Игра «Ладошки»

На ровной поверхности песка выполнить поочерёдно отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы?

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?

Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А вы?

Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина или проползла змея.

-поставьте ладонь ребром и выполни те же движения,

-пройдитесь ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,

-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.

Теперь попробуйте на песке написать первую букву вашего имени.

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда. (трава)

Психодиагностическое задание «Направление»

Разровняйте песок на листе таким образом, чтобы получился квадрат. Начертите рукой путь (он может быть обозначен рекой, дорогой, тропинкой).

Запомните, откуда вы начинали свое движение. (участники выполняют задание)

Характеристика по направлению пути:

- Человек совершает действие, а потом осознает его

- Человек обдумывает планы, потом совершает

- Человеком владеют эмоции, главное не поступки, а отношение к

ним, эмоциональные ощущения

- Застревание человека в какой-либо сложной ситуации, из которой он не может самостоятельно выбраться

Упражнение «Построение картины Мира» (под релакс-музыку)

Выберите фигурки и предметы, которые привлекают ваше внимание. Постройте на песке картину вашего мира, дайте название, расскажите историю (участники выполняют задание) после этого происходит обсуждение и психологический анализ)

Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей. Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации.

Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Самым главным считается то, что сам автор думает по поводу фигур.

Символизм пространственного расположение предметов в песочнице.

Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.

Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.

Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».

Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.

Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Символизм ландшафта песочной картины

Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.

Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное обозначение. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем. Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в самом начале пути самопознания. Часто плоскую песочную картину можно встретить у совсем маленьких детей.

Психогимнастический этюд «Моя жемчужина» (под звуки моря)

Образ жемчужины наиболее подходит для того, чтобы представить все то лучшее, ценное и уникальное, что имеется в каждом человеке. У кого-то эти качества на виду и окружающие могут их оценить, как жемчуг, вставленный в серьги или кулоны. А кто-то скрывает их, как в морской раковине, под своей скромностью, уединением, внешней непримечательностью. Но они есть у каждого, и важно, чтобы ребенок знал это.

До того как вы начнете играть, было бы неплохо, чтобы ребенок освежил в своей памяти образ морской жемчужины. Так что можно «случайно» зайти с ним в ближайший ювелирный магазин, где обратить его внимание на понравившиеся вам изделия из жемчуга. Важно, чтобы это был не искусственный, а натуральный жемчуг. По дороге домой можете начать познавательную беседу о происхождении жемчужин и о том, как они ценились во все времена (включая истории о ловцах жемчуга). Если вы будете проводить игру «Моя жемчужина» через какое-то время после этой мини-экскурсии, то образ в воображении ребенка будет более естественным и насыщенным.

Итак, предложите ребенку сесть и расслабиться. Пусть он закроет глаза и несколько раз глубоко вдохнет и выдохнет. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. Идеально, если в качестве музыкального сопровождения у вас найдется мелодия, включающая звуки моря (разумеется, без слов).

Можно начинать рассказ-медитацию: «Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видишь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза».

Примечание. Эта игра незаметно выполнит сразу две задачи: снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность и нужность

Рефлексия:

Мы узнали с вами много нового, начали знакомство с волшебной страной, узнали какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение, я узнала много нового. А что нового узнали вы?

Ритуал выхода:

Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!» Мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным? (письменная рефлексия)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Мастер-класс для родителей «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» Цель: Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии.

Использование игр и упражнений в песочной терапии учителя-дефектолога с детьми ЗПР дошкольного возраста Использование игр и упражнений в песочной терапии учителя-дефектолога с детьми ЗПР дошкольного возраста Ирина Патракова Игры с кинетическим.

Использование песочной терапии в познавательной деятельности. Конспект НОД интегрированного занятия «Путешествие по сказкам»Использование песочной терапии в познавательной деятельности. Конспект НОД интегрированного занятия «Путешествие по сказкам» Чарганцова Анастасия Анатольевна, воспитатель. МАДОУ Каскаринский д/с «Золотой петушок» Конспект НОД интегрированного занятия "Путешествие.

Конспект ОД с применением методов песочной терапии «В гостях у песочной Феи»Конспект ОД с применением методов песочной терапии «В гостях у песочной Феи» Конспект ОД с применением методов песочнои терапии в работе со старшими дошкольниками на развитие коммуникативных навыков «В гостях.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс «Изготовление своими руками и использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Солнышко» села Цветочное Белогорского района Республики Крым.

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с дошкольниками старшей группы Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога Копыловой Е. С. с дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии».

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для.

Эффективность логопедических занятий по теме «Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников» автор: Котич Наталья Николаевна,учитель-логопед МБДОУ детский сад "Березка" Песочная терапия использовалась в диагностике эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 29 января 2018 в 09:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бикулова (УИ 1123327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД