Татьяна Беляева
Задачи исследовательской деятельности в старшем и младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формируя исследовательскую деятельность, мы способствуем развитию форм мышления, мыслительных операций, поскольку основой их развития является практика.
Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке : любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.
Публикация «Задачи исследовательской деятельности в старшем и младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста :
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие творческого мышления;
* развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста :
В младшем дошкольном возрасте :
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического творческого мышления.
К ним относятся следующие умения:
• Видеть проблему;• Выдвигать гипотезу;• Задавать вопросы;• Давать определения понятиям;• Оперировать понятиями;• Классифицировать;• Наблюдать;• Умения и навыки проведения эксперимента;• Структурировать полученный в ходе исследования материал;• Делать выводы и умозаключения;• Доказывать и защищать свои идеи.
Распространенным в педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатами проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения. Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.