Шендерева Юлия
Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Чтобы стимулировать самостоятельную поисковую деятельность дошкольников в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Публикация «Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным»вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:
• сразу же исследовать его;
• с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими со взрослыми.
Таким образом мы понимаем, что актуальность детского экспериментирования очень высока и значима и является чуть ли не основным, ведущим способом познания окружающего мира для ребёнка. Поэтому так важно поддерживать и всячески стимулировать этот интерес. Поскольку метод детского экспериментирования зачастую не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения, целесообразно провести его в домашних условиях, при участии родителей.
Как пример такого экспериментирования могу предложить экспериментирование со свойством воды иметь жидкую и твёрдую формы (замораживание и последующая ее разморозка). Эта работа проводится в домашних условиях, вместе с родителями. Для этого необходимо разлить воду по песочным формочкам, предварительно закрасив ее в любимый цвет для интереса. Затем поместить формочки в морозильную камеру на время, необходимое для заморозки. Извлечь замороженные ледышки. Подержав пару секунд в горячей воде, выложить на тарелочку. Каждый из этапов комментируется в доступной для детского понимания и восприятия форме.
Таким образом, проведя простой, технически не сложный эксперимент, мы не только вовлекаем ребёнка в элементарную исследовательскую деятельность, расширяем кругозор, учим понимать причинно-следственные связи, знакомим со свойствами объектов, но и вовлекаем также и родителей в образовательный процесс. Не стоит забывать, что работа с родителями и привлечение их к образовательному процессу приоритетна в работе педагога, а роль родителей как активных участников образовательного процесса сложно переоценить.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка и подобного рода экспериментирования в домашних условиях прекрасно этому способствуют.
Напоследок небольшой фотоотчет о проведённой работе.