наталья кулик
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Современное общество - это образованные, активные, предприимчивые люди, которые способны быстро улавливать все тенденции развивающегося прогресса. Поэтому, задача педагога состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент самостоятельного освоения окружающей среды.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Стремление к постижению мира присуще ребенку с рождения. Он уверен, что первый увидел, как вода превращается в лед, услышал, как жужжит комар, почувствовал, что ветер может быть теплым и холодным. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, пытаются понять окружающий мир. Но не все загадки природы понятны детям и они обращаются с вопросами к нам взрослым. И тут главная задача педагога пробудить и развить познавательный интерес к окружающему миру.
Достоинство экспериментальной деятельности в детском саду.
Дошкольники соприкасаются с предметами, что позволяет понять их качества, свойства, расширяются знания об окружающем мире, явлениях, веществах.
Экспериментальная деятельность развивает любознательность, умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи.
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого явления или объекта.
Я рассматривают экспериментирование как один из основных методов в условиях реализации ФГОС. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, воспитывая в ребенке самостоятельность и инициативность.
Хочу поделиться своим опытом работы в рамках кружка "Юные исследователи" для детей подготовительных групп.
Деятельность кружка началась с организации лаборатории, которую обеспечили материалами: различные емкости, микроскопы, лупы, песочные часы; камешки, семена, сыпучие вещества, пробки, веревки, ткань, бумага, магниты, воздушные шарики и т. д.
Составлена рабочая программа, перспективный план.
Для удобства работы весь материал я распределила на блоки: живая природа (многообразие организмов, неживая природа (вода, воздух, почва, камни и т. д., человек (функционирование организма, рукотворный мир, космос (планета Земля, природа космоса).
Эксперименты и опыты подбираю разнообразные, но главное, чтобы они были интересны, увлекали детей, а также соответствовали их возрасту. В своей работе стремлюсь создать условия для позитивного восприятия дошкольниками окружающего мира, развить способность выдвигать свои предположения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Перед изучением той или иной темы провожу с детьми беседу, это дает возможность мне понять, что они знают из личного опыта.
При проведении опытов и экспериментов придерживаюсь определенной структуры:
Постановка проблемы;
Пути решения проблемы;
Выдвижение гипотез, предположений;
Обсуждение результатов;
Формулировка выводов.
При этом я стараюсь быть равноправным участником деятельности и вместе с ребятами находить пути решения того или иного вопроса. При проведении опытов привлекаю каждого участника кружка.
Дошкольники с интересом экспериментируют с водой. Им нравится менять ее цвет, вкус, растворять в воде различные вещества, проводить опыты по очищению воды. Из опытов они узнают, что вода жидкая, прозрачная, не имеет формы. На занятиях кружка дети получают представление о круговороте воды в природе, об агрегатном состоянии воды.
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки, дышим на зеркало оно запотевает.
"Реактивный шарик" Дети надувают шар, отпускают его и наблюдают за траекторией движения. Вывод: воздух, вырываясь из шарика заставляет его двигаться в противоположную сторону.
Опыт "Воздух есть везде" В пустом стакане тоже есть воздух он мешает воде войти в стакан. Пробка под водой, но плавает под стаканом.
"Свеча" - выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше) для горения нужен кислород.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный. Ветер - это движение воздуха.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Изучая свойства песка, дети рассматривают его через лупу, описывают крупинки песка. Затем мы устраиваем «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком, дети приходят к выводу, что крупинки песка лежат отдельно друг от друга, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе занятия «Этот удивительный магнит» юные исследователи определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, проверяем, как он действует через картон, ткань, воду.
В ходе занятия "Соль-волшебница" дошкольники знакомятся с видами соли (каменная, поваренная, морская), характеристикой соли (минерал, как добывают соль и ее польза для человека. Мы с проделываем опыты по выпариванию соли из воды, выращиваем кристаллы соли.
В этом году мы попробовали покрасить соль в разные цвета и сделали радужную бутылочку.
Одним из направлений моей работы является человек, функционирование организма. Основное внимание уделяю изучению органов чувств человека. Дети с интересом рассматривают кожу через лупу, изучают остроту слуха и зрения.
Дети познакомились с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. На макете вулкана дети увидели, как происходит извержение вулкана.
Особое место в работе кружка я уделяю изучению растений. Мы знакомимся со строением растений, проводим опыты из которых дети узнают, как растения дышат, размножаются, для чего нужен корень. Наблюдаем за прорастанием фасоли, лука (в светлом и темном месте
Электричество. Дети знакомятся с историей возникновения электричества, с понятием "электрический ток". Учимся добывать статическое электричество.
Экспериментальная деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей. Дошкольник, научившийся самостоятельно получать знания, воспитывает в себе уверенность, инициативность, умение оценивать свои достижения.