Тамара Коренькова
Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проекта «АСС»
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы
Результаты теоретического анализа позволили сформулировать научную и практико значимую проблему, сущность которой заключается в разработке и апробации модели работы ДОУ в психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организация такой работы осуществляется на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 8 «ГАРМОНИЯ» г. Новороссийска. Необходимость организации такой разработки и апробации целенаправленных программ психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в стенах дошкольной образовательной организации обусловлены закономерностями функционирования таких семей и закономерного возникновения в них дисфункциональных взаимоотношений, что во многом препятствует самостоятельному формированию их заказа на получение психологической помощи. Данный вывод, обусловивший принятие решения о разработке инновационного проекта, предполагающего использование инновационных психологических технологий и методов оказания психологической помощи родителям особых детей, был сделан в результате теоретического анализа обозначенной проблемы.
Публикация «Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности, Степень теоретической и практической проработанности проекта „АСС“» размещена в разделах
Влияние семьи на формирование личности ребенка общеизвестно. Именно семья и сложившиеся в ней межличностные отношения играют решающую роль в психическом, физическом и социальном развитии ребенка, в становлении его психики, деятельности и сознания. В связи с этим особую значимость межличностные отношения приобретают в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Появление в семье такого ребенка влечет за собой перестраивание всей семейной системы, влияет на ее параметры: иерархию, сплоченность, внешние и внутренние границы, обычаи, традиции и паттерны взаимодействия всех членов семьи (Т. Г. Багданова, А. И. Захаров, Г. А. Мишина, А. С. Спиваковская, В. В. Ткачева и др.). Длительный стресс родителей приводит к появлению повышенной раздражительности, к взаимным упрекам, к развитию дисфункциональных взаимоотношений в целом.
Современные исследования в области психологии и педагогики семьи с особым ребенком свидетельствуют о множестве вариантов дисфункциональной динамики, которые могут быть вызваны появлением такого ребенка в семье. Особое внимание при этом уделяется либо вопросам межсупружеского взаимодействия в условиях наличия в семье сильнейшего психотравмирующего фактора (Т. А. Добровольская, И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, В. К. Мягер, Э. Г. Эйдемиллер и др., либо проблемам родительского (чаще материнского) отношения к особому ребенку, причем проблема эта рассматривается в основном в двух аспектах: выявление родительского отношения и его влияния на развитие особого ребенка (Е. М. Мастюкова, Г. В. Пятакова, А. И. Раку, В. В. Ткачева, Н. В. Шабалина и др., а также определение зависимости родительского отношения от психологического состояния, от так называемого родительского стресса, вызванного рождением ребенка с инвалидностью и ОВЗ (З. Ф. Гафурова, И. Ю. Левченко, Г. А. Мишина, В. К. Мягер, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
Дисфункциональные семейные отношения, вызванные рождением ребенка с особыми потребностями, трудности, связанные и с материальным положением семьи, и с чрезмерной эмоциональной, а подчас и физической нагрузкой, эмоциональное напряжение, возникающее вследствие особенностей отношения российского общества к инвалидности в целом, – все это осложняет процесс организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Здесь необходимы новые методы, новые приемы, основанные на оказание помощи таким семьям, в результате которой снимается эмоциональное напряжение, оптимизируются внутрисемейные отношения, вследствие чего и формируется потребность родителей в получении специализированных знаний и умений. Таким образом, через оказание помощи в гармонизации эмоционального фона внутрисемейных отношений достигается главная педагогическая цель вовлечения родителей особых детей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
В психологии уже разработаны определенные предпосылки для разработки такого проекта. В частности, выявлено, что взаимодействие образовательного учреждения и семей воспитанников есть не что иное, как определенный вид социальной связи (Т. И. Бонкало, В. А. Ильин, М. Ю. Кондратьев и др.).
В социальной связи образовательного учреждения (в формате данного проекта) и семьи, можно выделить:
- объекты связи (психолог, муз. работник, аниматор, родители, дети);
- предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса родителей воспитывающих особого ребенка);
- механизм регулирования взаимоотношений психолого-педагогической службы образовательного учреждения и членов семьи.
В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия:
- межличностное;
- личностно-групповое;
- личностно-массовое;
- межгрупповое.
Любое действие определяют:
- действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности);
- субъект, на которого направлено воздействие;
- средства воздействия;
- способ использования средств воздействия;
- реакция индивида, на которого направлено действие.
Важным для разработки и реализации проекта является вывод, сделанный на основании теоретического анализа, о том, что Продуктивное взаимодействие неизбежно приводит к позитивному изменению личности его участников.
В связи с этим, можно говорить о том, что определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью, воспитывающую ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.
Целью проекта является разработка инновационной модели функционирования в дошкольной образовательной организации психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ, «Академия семейного счастья» и экспериментальное обоснование ее эффективности в реализации требований ФГОС ДО.
Разработка такой модели функционирования групп «Особый ребенок» нацелена на создание адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
Объект: психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ОВЗ.
Предмет: специально организованные условия, обеспечивающие эффективность развития и воспитания детей с инвалидностью и ОВЗ, а также психолого-педагогическое сопровождение родителей.
Гипотеза инновационного проекта заключается в следующем:
- семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью и ОВЗ, нуждаются в продуманном, систематическом, целенаправленном психологическом сопровождении, ориентированном на оказание психолого-педагогической помощи в развитии и воспитании детей с особыми образовательными потребностями;
- специально организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, будет положительно влиять на процесс развития и воспитания детей, а также способствовать развитию родительского ресурса.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ современных научных и научно-методических разработок в области технологий психологической поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, и на основе результатов анализа уточнить сущность и содержание деятельности дошкольной образовательной организации комбинированного вида по вовлечению родителей таких детей в образовательный процесс ДОУ.
3. Разработать инновационные психологические технологии психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ дошкольного возраста, обеспечивающих:
- развитие способности родителя осознавать свое «Я» в связях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия;
- успешность поиска совместных решений проблем ребенка;
- развитие у членов семьи мотивации к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности;
- принятие родителем особого ребенка;
- формирование адекватного родительского отношения к ребенку с инвалидностью и ОВЗ, предполагающего установление доверительных с ним отношений и развитие уважения его личности;
- гармонизацию детско-родительского взаимодействия;
- реализацию воспитательного и реабилитационного потенциала семьи.
4. На основе использования инновационных технологий разработать целенаправленные Программы психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ дошкольного возраста.
5. Выявить психолого-педагогические условия и определить основополагающие принципы эффективной реализации целенаправленных программ в современной ситуации функционирования дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.