Папки-передвижки

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть» (4 фото)

Елена Бухтоярова
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: А. П. Гайдар «Совесть»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и

биографией автора;

формировать умение давать собственную оценку персонажам и событиям;

совершенствовать навык правильного, осознанного чтения;

развивать речь учащихся;

воспитывать чувство долга, ответственности за свои поступки, сердечность.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, мультимедийный проектор, портрет

Публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе „А, П, Гайдар „Совесть“» размещена в разделах

писателя, выставка книг А. Гайдара, сигнальные карточки (сердечки).

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»
Фото «Совесть»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар - фото
Фото №1 Гайдар Совесть ЦЕЛЬ познакомить учащихся с рассказом А

Ход УРОКА

I. Организационный момент

Добрые книги помню я с детства,

Хочу, чтобы книги любили и вы.

Пусть подкрадутся к самому сердцу,

И в нем зародится зерно доброты.

Стих это будет, сказка, рассказ,

Мы учим их, они учат нас!

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Его девизом я предлагаю взять такие слова «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

II. Введение в тему

- Послушайте одну мудрую притчу: (СЛАЙД № 1)

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер со своими учениками. Самый способный из них однажды задумался:

- А есть ли вопрос, на который наш мастер не мог бы дать ответ?

(СЛАЙД № 2)

Он пошел на цветущий луг и поймал самую красивую бабочку.

(СЛАЙД № 3)

И спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Скажите, что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки)

- Если мальчик сильно сожмет ладони, что произойдет? (Он убьёт бабочку, совершит зло)

- А если отпустит? (То совершит добрый поступок) Выключить слайд.

- Вот так и вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести.

1. Определение темы урока (СЛАЙД № 4)

- Так что же такое СОВЕСТЬ? Это и есть главный вопрос нашего урока. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. (СЛАЙД № 5)

- Итак, СОВЕСТЬ связана с человеком и её можно почувствовать. А более глубже разобраться с этим понятием поможет нам рассказ А. П. Гайдара «Совесть».

(СЛАЙД № 6)

2. Прогнозирование по названию

- Дома вы познакомились с этим произведением, я думаю оно тронуло ваше сердце и вы задумались над ним.

- О чем этот рассказ, судя по его названию? (Ответы детей)

III. Изучение нового материала

1. Словарная работа

- В тексте вам встретились многосложные слова. Давайте их сначала прочитаем их по слогам, а затем полностью. (СЛАЙД № 7, (СЛАЙД № 8)

2. Анализ произведения

Вопросы по осмыслению текста

- Давайте вспомним содержание рассказа.

- Кто главный герой рассказа?

- Какой вы её представляете?

- Почему Нина не пошла в школу?

- Где она оказалась?

- Как она шла туда? Зачитайте это место.

Выборочное чтение

- Понимала ли Нина, что поступает плохо?

- Какое настроение было у девочки в начале рассказа? Докажите словами текста.

- Что случилось дальше? (Наткнулась на малыша)

(СЛАЙД № 9)

- Как он оказался в роще?

- Он тоже прогуливал? Подтвердите словами текста.

- По каким признакам Нина догадалась, что он школьник?

- Как девочка отнеслась к малышу сначала? (Хотела пошутить)

- Как она с ним разговаривала? (Строго)

- Найдем в тексте эти слова и почитаем по ролям. – С какой интонацией будут звучать слова девочки? (Строго)

Чтение по ролям

- Настоящая ли эта строгость? (Нет, она шутит)

- А слова мальчика как будем читать? (Удивленно)

- Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)

3. Работа с иллюстрацией.

- Всмотритесь в лица героев этой иллюстрации. Какие чувства они выражают? (Малыш был добродушный, честный, с доверчивыми глазами)

(Нина выслушала малыша, и у неё возникло чувство жалости к нему, она решила ему помочь выбраться из рощи)

- Почему Нина пошла провожать малыша, бросив книги и завтрак? Найдите эти слова в тексте.

-Что обнаружила Нина когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет) Зачитайте, что сделала Нина? (Села и заплакала)

- Почему плакала девочка?

(СЛАЙД № 10)

- В какой момент художник изобразил Нину? (Она обдумывает свой поступок, у неё тяжело на сердце)

- Почему вдруг так изменилось настроение девочки?

- Как об этом метко сказал Гайдар? Зачитайте это место в тексте.

- Что могло бы случиться с Ниной в роще?

- Сделает ли Нина выводы из случившегося? Повторит ли она свой поступок?

- Теперь представьте, что вы оказались в этой летней роще. (СЛАЙД № 11)

4. Физкультминутка.

- Закройте глаза и послушайте пение птиц. (Звукозапись)

- Отдохнули. Почему Нина не смогла насладиться природой и пением птиц? (Её грызла беспощадная совесть)

- Так что же такое СОВЕСТЬ? Беседа о совести.

- Совесть - это наш внутренний советчик и судья.

5. Виды чтения

- А теперь поработаем с текстом.

1. Игра «Исправь ошибку». Когда вы услышите неверное слово, то хором его исправляйте.

2. Чтение «Эхо»

3. – Найдите в тексте синонимы к следующим словам:

Догадалась, выбежала, прекрасную, лес, тайком.

4. – Зачитайте абзац, в котором заключается главная мысль текста.

6. Творческий пересказ.

- Я предлагаю вам побыть в роли писателей. Придумайте свой рассказ «Совесть» по данному началу: «Дима с другом играл с мячом дома и разбил мамину любимую чашку. Чтобы мама его не ругала, он сказал, что это сделал Полкан. Мама отругала собаку и выгнала её во двор….» - это и будет вашим домашним заданием.

7. Работа с планом

- Посмотрите на слайд и расставьте предложения в правильной последовательности, т. е. составим план текста.

(СЛАЙД № 12)

8. Работа с пословицами (СЛАЙД № 13)

- Давайте прочитаем пословицы и выберем одну, которая больше всего подходит к содержанию нашего рассказа.

9. Выводы из прочитанного рассказа

Какой это рассказ: поучительный, познавательный или юмористический?

- Чему он нас учит? (СЛАЙД № 14)

- А написал этот рассказ детский писатель А. П. Гайдар.

Знает каждый гражданин советский –

Будь он молод или стар,

Что на свете жил писатель детский

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности, надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою.

Был он лучшим другом всем ребятам

И за наше счастье пал в бою.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

БОЕЦ, ПИСАТЕЛЬ, ГРАЖДАНИН -

Аркадий Петрович Гайдар.

10. Биография писателя.

11. Выставка книг.

IV. ИТОГ УРОКА

1. Беседа:

- Ребята, вспомните, какие ещё рассказы мы читали на уроках внеклассного чтения о поступках детей, об их поведении, об умении дружить.

(Н. Носов «Огурцы», Ю. Ермолаев «Два пирожных», Н. Булгаков «Анна не грусти», В. Осеева «Синие листья», Н. Носов «На горке»)

- Все они учат нас поступать по совести, уметь дружить, уважать старших, учиться быть хорошими людьми.

- Ведь все начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в школе, наедине с собой. И мы порой не замечаем, как сами делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках, или старушку, которая не может перейти дорогу; можно позволить взять самый большой кусок торта; первым протиснуться к прилавку или в автобус; прочитать чужое письмо; не заступиться за товарища; спрятаться за чью-либо спину, позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, - мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. А чтобы делать правильный выбор в жизненных ситуациях нужно, слушать голос своей совести, ведь СОВЕСТЬ – это и есть голос твоего сердца. (СЛАЙД № 15)

- Я нашла вам такие слова, которые если вам понравятся – то они ваши. Разгадаем эти слова – Что живёт в сердце?

- Что мы храним в сердце?

- Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?

- У любого поступка есть свидетель – это твоя? (ДУША)

- Что есть сердце для нашего тела?

- Что рождается в сердце, когда сердимся?

- Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?

- Изгоняйте гнев из своего сердца и живите в ладах с совестью. Пусть ваше сердце светится как солнышко для других людей. (СЛАЙД № 16)

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Сегодня мы обсуждали поступки литературных героев, а теперь давай те оценим свои, только честно. Выберите подходящее сердечко к вашим поступкам.

Красное – всегда поступаю по совести.

Розовое – после сегодняшнего урока буду поступать по совести.

Желтое – мне трудно быть всегда правдивым, слушать голос своей совести.

- Я благодарю вас за работу и считаю, что девиз урока был выбран правильно.

- Помните, ребята, всё в ваших руках.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Автор публикации:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 22:18
+227Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бухтоярова (УИ 3425097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД