Анастасия Галинская
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в детский сад является сложным периодом в жизни маленького ребенка, определенным экзаменом его психики и здоровья. В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения с членами семьи.
Жизненный опыт ребенка раннего возраста небольшой, и приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах
Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Часто дети отказываются от общения с незнакомым человеком. Сначала в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и помощник воспитателя. Непривычен и режим дня, еда, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни малыши отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся беспокойными, упрямыми, капризными, плаксивыми, вялыми, замкнутыми, робкими.
В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать регрессию. Например, речь ребенка становиться более примитивной. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи. У одних детей нарушается сон, у других – отсутствует аппетит.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. В группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижается иммунитет.
Определенные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие развитие умения ребенка контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощнику воспитателя, что усложнит уход за ним.
Дети дружелюбных гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к жизни в детском саду дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Помочь ребенку по возможности мягко и безболезненно войти в жизнь детского сада – общая задача и педагогов, и родителей. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к режиму дня в детском саду, развивать детскую самостоятельность, учить детей есть разнообразную по консистенции пищу и тщательно жевать.
Родителям следует говорить о посещении детского сада, как о радостном событии; внушать малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, много игрушек. В присутствии малыша следует остерегаться высказываться о своих опасениях по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д.
В первые дни лучше оставлять ребенка на 1-2 часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем – до вечера.
Чем быстрее ребенок почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он справится с адаптацией. Родителям необходимо напомнить, что их вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к обращению с ними. Если к моменту поступления малыша в детский сад родителям не удалось отучить его от вредных привычек, им следует предупредить об этом воспитателя. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.