Буркова Елена
Адаптация ребёнка в детском санатории
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью ума, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Рэйчел Коуплан
1. Особенности адаптационного периода ребёнка в санатории.
Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых и лечение ребенка - отправить его в детский санаторий.
Публикация «Адаптация ребёнка в детском санатории» размещена в разделах
И вот путевка приобретена, чемоданы собраны и в назначенный день и час вы отправились в санаторий. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы «Как он там?», «Все ли в порядке?» И стоит только успокоиться и убедить себя в том, что все хорошо, что в случае угрозы жизни или здоровью ребенка, вам обязательно бы сообщили, как начинаются звонки ребенка из санатория.
Практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена коллектива и места учёбы является такой незнакомой ситуацией, и, следовательно, наступает сильный эмоциональный стресс. Так, по шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена деятельности находится на третьем месте по силе воздействия на человека.
Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, снова начинают переживать, а некоторые даже срываются, едут туда и забирают своего ребёнка домой.
Детские психологи советуют : «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой». И таких детей в каждой смене немало.
Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к санаторию, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.
Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в санатории. Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Для 4-х – 5-и- летнего ребёнка пребывание в санатории без родителей – это сильнейший стресс для всего организма, который накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшее эмоциональное и психическое состояние. Заботливые родители могут подготовить ребенка к санаторию, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила санаторской жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Нельзя отправлять ребенка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.
Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это персонал санатория.
Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к персоналу санатория за помощью или советом. Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад. Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».
В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками, так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь. Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока воспитатель знакомится со своими подопечными и эскадра только начинает формироваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Воспитателям требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.
Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко.
Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из санатория, если не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с воспитателем и попросить прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности поехать в санаторий, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.
Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики, как родителям, так и воспитателям. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в санатории в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.
Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в санатории и остаток смены он проведет с удовольствием.
Даже если первое знакомство вашего ребенка с санаторием или лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.
Из всего этого вытекает, что даже самый опытный педагог без одобрения, поддержки и помощи родителей не справится с столь серьёзной проблемой, как адаптация ребёнка в санатории. Сведения о ребёнке мы получаем, прежде всего, в беседе с родителями, ну а потом уже в ходе наблюдения, особенно в первые дни пребывания ребёнка в санатории. Поэтому исключительно от родителей требуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения. В первой беседе с родителями мы получаем важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, увлечениях, особенности общения со взрослыми и сверстниками. Это так должно быть. И в идеале. Но, зачастую, родители скрывают правду о своём ребёнке или вовсе не интересуются его жизнью, к заполнению анкеты подходят формально, думая, что после этого ребенка не примут в санаторий, или надеются, что скрыв проблемы, они исчезнут сами по себе. (Это касается ответов на вопросы «За что вы ругаете ребёнка?», «О наличии вредных привычек»). И лишь немногие, около 20% родителей, делятся с нами проблемами своих детей, их тревогами, увлечениями. И мы, педагоги, это ценим, потому что в этом случае налаживание отношений между воспитателем и ребёнком начнётся с первых минут.
Душевное равновесие, умение радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности, гармонизация семейных отношений, делают ребенка менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает количество осложнений и, в конечном счете, увеличивают продолжение человеческой жизни.
В связи с этим, успешная адаптация детей в санатории является неотъемлемой частью лечебно-воспитательного процесса и представляет собой возможность приобретения уверенности в себе и повышении самооценки; развития умения самокритично оценить недостатки своего характера; уберечься от лишних стрессов.
2. Уровни и критерии адаптации пребывания детей в санатории.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” под редакцией Р,В,Тонковой – Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Птанасовой-Буковой. – М., 1980г.) было выделено три фазы адаптационного процесса :
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться 3-5 месяцев);
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Важнейшим компонентом адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни адаптации :
– физиологический;
– биологический;
– психологический;
– социальный.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок в жизни в организованном детском коллективе.
3. Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского учреждения.
К основным критериям относятся:
– поведенческие реакции;
– уровень нервно-психического развития;
– главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают три степени тяжести прохождения адаптации в детском учреждении :
1) Легкая адаптация :
Ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1–2 недель;
2) Средняя адаптация :
В течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность сна. Этот период длится 20–40 дней.
3) Тяжелая адаптация :
Длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
4) Очень тяжелая адаптация :
Около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском учреждении, возможно он “несадовский ребенок”.
А поскольку заезд в санатории длится 21 день, то процесс адаптации проходит более остро.
Как бы не готовили ребенка к детскому учреждению, все равно он, особенно первые дни находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшения самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот отказывается от контактов с ними. Он вздрагивает во сне, становиться беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразится на его здоровье. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского учреждения : не могут быстро одеться, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в детском учреждении, но и дома тоже, не давая возможности побыть собой.
Как добиться, чтобы адаптационный период для ребёнка прошёл безболезненно, а проблем и тревог у детей было меньше? С чего и кого начинать? Естественно с себя. Атмосфера, которую мы создаём, влияет на наших воспитанников, поэтому в первую очередь нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей.
Особенностью работы воспитателя в санатории является тот факт, что основными помещениями нашего взаимодействия с детьми и днём, и вечером являются игровые комнаты. Конечно, есть и процедурные кабинеты, и актовый зал, зал ЛФК, и школа, и палаты, но всё же мы ограничены в жизненном пространстве. Дети не могут, как в обычной школе, после уроков уйти домой и выплеснуть там свои эмоции, рассказав родителям о прошедшем дне с его радостями и тревогами. Поэтому основная задача воспитателя - создание комфортных условий для их оздоровления и проживания, чтобы всё окружающее их в санатории рождало в каждом ребёнке положительные эмоции, которые благотворно влияли бы на его здоровье.
Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из санатория. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в санатории, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к воспитателю, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых и лечение. Поступая к нам в детский санаторий перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенным и защищенным. Нужно продемонстрировать детям достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Уже в первые дни показать детям детский санаторий, провести экскурсии по всем помещениям и рассказать какие процедуры лечебные будет получать ребенок, познакомить с сотрудниками. Во время таких “экскурсий” сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с детьми. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят. Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания. Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Установлено, что в психически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Следует также выставлять на видное место блюдо с конфетами, сухариками и баранками.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур пластмассовые шарики, колесики от пирамидок, соединять детали конструктора, типа “Лего”. Хороший эффект дают игры с водой. Это очень успокаивает. Несложно изготовить такую, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее слегка можно подкрасить, опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Ребенок на долго займется такой игрушкой. Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, должна быть особой, которая способствовала бы снятию нервного напряжения. Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин “смехотерапия”. Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого можно использовать музыкальные игрушки, веселые мультфильмы, веселые подвижные игры, музыкальные занятия. В период адаптации очень важны индивидуальные общения. Хорошо снимает стресс занятие по изодеятельности, рисование красками, лепка, аппликация. На время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не высказывая недовольство от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители привезли из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык засыпать. Вот некоторые игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации :1. При знакомстве с ребенком можно использовать игру “Обведу карандашом руку твою и тебе подарю” – с целью установления контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. Можно украсить “руку” браслетом, часами, колечками.
2. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в “Телефон” – позвонить маме, однако нельзя при этом допустить обмана, ребенок должен знать, что это игра.
Советы родителям при адаптации детей к условиям санатория.
Уважаемые родители! Что вы можете сделать для облегчения адаптации ребенка?
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения санатория.
2. Подробно расскажите ребенку, что его ожидает в санатории и зачем он сюда пришел. Расскажите, что ребенок будет делать в течении дня, в какой последовательности и когда вы его заберете. Детей пугает неизвестность.
3. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
4. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес санатория и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка санаторием, врачами и тем, что вы не заберете его домой.
5. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
6. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
7. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
8. Будьте терпимее к его капризам.
9. Разработайте вместе с ребенком систему прощальных знаков внимания. Не растягивайте прощание, чем быстрее вы уйдете, тем легче будет ребенку.
Выводы: Процесс адаптации управляем и даёт свои положительные результаты.
Необходимо размещать советы и консультации для родителей на сайте санатория.