Лучший педагог года

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР

Виктория Викторовна Симонова
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 89 для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР) разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Публикация «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР» размещена в разделах

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

• Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022, № 1022);

• «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021).

Программа разработана с использованием «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019).

Особенностью адаптированной программы является реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР).

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности.

АОП ДО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах комбинированной направленности, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

ФАОП ДО Методические рекомендации по приобщению старших дошкольников к традициям и культуре осетинского народа.

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также коррекцию этих нарушений. Развитие детей с ТНР осуществляется в различных видах общения и деятельности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:

• реализацию содержания АОП ДО;

• коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;

• охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

• равные возможности для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

• благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;

• психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;

• преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Северная Осетия-Алания. В ней представлены выбранные участниками образовательных отношений программы и методические пособия, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических, национально-культурных и социально-демографических особенностей РСО-Алания, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям,с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР; формы, способы, методы и средства реализации программы; характер взаимодействия с педагогическим работником и с другими детьми; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации. При формировании которого Организация использовала свое право включить в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей, а также мероприятия и праздники, значимые для РСО-Алания.

Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, программа включает :

• организацию систематической логопедической помощи в соответствии с выявленными нарушениями речи;

• организацию координированного взаимодействия педагогических и медицинских усилий учителей-логопедов, педагогов-воспитателей, медицинских работников, родителей;

• организацию дифференцированной образовательной «траектории» в зависимости от уровня и вида нарушения речи;

• здоровьесберегающий режим;

• педагогическое взаимодействие с семьей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Особенности разработки Программы :

• условия, созданныев ДОО для реализации целей и задач Программы;

• социальный заказ родителей (законных представителей);

• детский контингент, состоящий из детей 5-7 лет;

• кадровый состав педагогических работников;

культурно-образовательные особенности МБДОУ Детский сад № 89;

• климатические особенности РСО-Алания;

• национально-культурные особенности;

• социально-демографические особенности;

• взаимодействие с социумом.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

• возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа коррекционной работы предусматривает:

• проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;

• достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;

• обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителям (законным представителям).

Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

• системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

• социально-коммуникативное развитие;

• развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;

• познавательное развитие,

• развитие высших психических функций;

• коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

• различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, беседы, использование информационных средств, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей, вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.

Специальныеусловия получения образования детьми с ТНР :

• создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР;

• использование специальных дидактических пособий, технологий, методики и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);

• реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательной организации, при реализации АОП ДО;

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю) и педагогом-психологом;

• обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 10:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД