Светлана Сергеевна Захарова
Адаптивные формы физической деятельности в работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с РАС нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике.
Адаптивная физическая культура является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Публикация «Адаптивные формы физической деятельности в работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Адаптивная физкультура должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Дети-аутисты двигаются иначе: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.
Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы настолько, что им просто необходима помощь.
Занятия длятся 10-15 минут. Все зависит от настроения ребенка, от погоды, от того выспался ли он, ведь эти дети очень чувствительны к своему состоянию. В зависимости от самочувствия ребенка, я решаю продлить занятие или наоборот уменьшить по времени. Занимаются дети небольшими группами или индивидуально.
А прежде чем, приступить к занятиям в физкультурном зале, мы некоторое время просто заходили на несколько минут, чтобы дети смогли освоится в новом помещении, так как у некоторых детей смена обстановки вызывала дискомфорт.
На занятиях адаптивной физкультурой я столкнулась с такими движениями детей, как:
— раскачиванием всем телом;
— машущие движения пальцами, кистями и руками. Бывает, дети сгибают руки в локтях и бегают, имитируя летающие движения (мы называем его «бабочкой»;
— однообразные движения головой, повороты;
— кружения, ходьба на цыпочках;
— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.
Когда я только начала работать с ребятами, отметила, что они теряются в пространстве, плохо или очень долго запоминают один и тот же путь, например, на прогулку или с прогулки (и остро реагируют, если маршрут меняется (это и слезы и истерики и абсолютное нежелание контактировать с воспитателем)
Адаптивная физкультура является помощником в социализации личности, а также средством координации и коррекции нарушенных движений. Успех зависит от согласованной работы всех специалистов.
Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что они не могут подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают:
— развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;(то есть все движения мы показываем и выполняем их совместно с детьми, ведь некоторыми нужно в буквальном смысле руководить держа за руки или двигая руками их ноги в нужное положение;
— приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за мной, я-
— четко и медленно комментирую движения, выполняя их;
—полностью выполняю действия вместе с ребенком;(почему полностью? Потому что некоторые не в состоянии повторить без посторонней помощи, со временем, а времени нужно немало, иногда до года, я ввожу частичную помощь. Все зависит от индивидуального развития ребенка.
— прошу ребенка называть выполняемые движения;(но дети у нас не говорящие в основном, поэтому это правило подходит не всем)
— начинать нужно с самых простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
— легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к другим направлениям - ходьба полукругом или по кругу
— выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их на каждом занятии, тем самым закрепляя.
Также, на занятиях я активно использую сенсорную комнату, в ней очень удобно сочетать физические упражнения, которые несут еще и сенсорную нагрузку.
Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки, в качестве разгрузки я использую «Яйцо Совы»,в которое ребенок может залезть самостоятельно, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.
Сухой бассейн дети тоже очень любят. Многие зарываются в него лицом, в результате получаем эмоциональный эффект и массажный.
Также, к адаптивной физкультуре мы относим и бассейн, в котором с детьми занимается инструктор по плаванию. Так как все дети по разному относятся к воде, некоторые нейтрально, кто-то любит воду, а у кого-то она вызывает панику и чувство страха, бассейн посещает на данный момент один ребенок.
Утяжеляющие жилеты, одеяла разных размеров под вес ребенка, пледы, шарфы –все это позволяет успокоить ребенка, снять тревожность и сконцентрировать внимание.
Су-джок, в переводе с корейского СУ-кисть, джок- нога. Эспандер, массажеры для расслабления мышц, избавления от тонуса в них.
Дети должны научиться осознавать действия, которые они выполняют. Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация. А для того, что бы эта цель была достигнута, повторюсь, нужна согласованность в работе специалистов, общие требования и действия по отношению к детям. И только тогда адаптивная физкультура да и другие коррекционные занятия будут приносить результат.