МААМ-картинки

Активные формы физкультурно-оздоровительной работы для формирования экологической культуры дошкольников

Нина Иванова
Активные формы физкультурно-оздоровительной работы для формирования экологической культуры дошкольников

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МАДОУ «Гнездышко» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Публикация «Активные формы физкультурно-оздоровительной работы для формирования экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель : понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре. 1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей. 2. Помогать детям самостоятельно, понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям. 3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Сдуй снежинку с ладошки», «Обними себя» и т. п.);

2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «По грибы» и др.);

3. Подвижные игры («Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Два мороза», «Совушка – Сова» и т. п.);

4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручеек», «Эстафета юного туриста» и др.);

5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т. д.)

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».

Также в нашем детском саду проводятся занятия – прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых – знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; уроки здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

Взаимодействовать с окружающей средой (лес, растения, речка) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.

Итак, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности – физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительное отношение к природе.

Результаты многих исследований проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о том, что каждый третий новорожденный ребенок оказывается больным, лишь 10% детей дошкольного возраста признаны здоровыми. У большинства детей имеется одновременно несколько заболеваний.

Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. Эта зависимость все отчетливее выявляется в последние годы.

Экологическое образование населения — это ключ к росту экологического сознания, формированию экологической культуры и к улучшению экологической ситуации в целом. Оно является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».

Согласно современным данным отечественных исследователей физкультурно-оздоровительная работа позволяет повысить уровень здоровья детей за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей применять физические упражнения в повседневной жизни, способствует формированию активного отношения к своему здоровью. Физкультурно-оздоровительная работа является важным условием профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В последние годы активизировался поиск путей совершенствования всех направлений дошкольного воспитания, в том числе и физического, разрабатываются новые подходы к его организации, которые соответствуют современному состоянию общества.

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

В дошкольных учреждениях существует большое количество программ, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и экологического образования как нового направления, но до сих пор нет программы, которая непосредственно решала бы проблемы экологического образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

В этой связи актуальным является разработка и экспериментальное обоснование методики физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решала бы задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности.

Педагогическим аспектом профилактических мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья детей является физкультурно-оздоровительная работа.

Вся система физического воспитания дошкольных образовательных учреждений должна быть направлена наряду с решением оздоровительных задач и на чрезвычайно важные задачи: формирование знаний дошкольников в области физической культуры и экологического образования.

Формирование физической и экологической культуры личности детей во многом обусловлено пониманием его родителями значимости и важности формирования основ культуры ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи, приобретением экологических и физкультурных знаний и передача их своим детям.

Методика построена на основе взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями. Знания, которые дошкольники получают в процессе физкультурно-экологической работы, помогают лучше узнать и понять экологические ситуации. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе (физкультура и экология, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическими упражнениями», которое предусматривает построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.

Физкультурно-экологические занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.

Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезание, метании, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ, упражнения дыхательной гимнастики, сезонные упражнения спортивного характера. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы («Ветер-ветерок», «Потянись к солнышку», а также деятельность в природной среде (уборка территории от мусора, помощь в расчистке от снега, полив растений, предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания («Кенгуру», «Лягушки»). На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»).

Методическое сопровождение физкультурно-экологической работы представлено в виде наглядных пособий и рекомендаций для родителей.

Успех обеспечивается несколькими обязательными условиями:

• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

• созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

• накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

• пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения;

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. При организации физкультурно-экологической работы в дошкольных образовательных учреждениях должна быть скоординирована деятельность всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом и физическом образовании функций.

2. Для осуществления физкультурно-экологической работы в дошкольных учреждениях целесообразно иметь оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги : кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Необходимо использовать нестандартное оборудование для заинтересованности детей: мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины и т. п.

3. Провести предварительную беседу с родителями и педагогами о целях и задачах интегрированных физкультурно-экологических занятий, досугах и беседах экологического содержания и требованиях, предъявляемых к одежде и обуви детей.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике. Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений.

В процессе экологического воспитания осуществляется умственное, физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме знаний и них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим вырастить “культурного” ребенка и всячески оберегаем его от игр, где можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить. Радует ли самого ребенка такая “культурная жизнь”? Я думаю, что нет.

Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Спорт – самый доступный и надежный источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка, показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.

Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе являются обычные физкультурные занятия на воздухе. Особенно летом. Они расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи. Разнообразные природные условия помогают успешно проводить работу по развитию движений. В работе по развитию движений в природных условиях ценно то, что природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: попасть шишкой в толстое дерево; в корзину, подвешенную на ветке; перебросить палочку через кустик; бросить камешек в лужу, чтобы пошли круги и т. д.

Очень важно использовать не только площадки д/с, но и прогулки на улице с родителями, экскурсии в сопровождении взрослых в лес, парк или рощу. Здесь с детьми можно закрепить: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и “У медведя во бору”, “Эхо” и др. В процессе занятий обязательно обращается внимание детей на поведение в лесу: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод. Это все связывается единым сюжетом и проводится комплексное занятие – “Прогулка на природу”.

Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.

Публикации по теме:

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.

Активные формы методической работы с педагогами МБДОУ Пусть станет невозможное – возможным! Пусть станет близким то, что далеко! И пусть все то, что было очень сложным, решается красиво и.

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников». Консультация для педагогов Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Домашняя Е. А., воспитатель "Не навреди!" - одна из.

Активные методы и формы работы с педагогами Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС [/b].

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников. Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников» Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Презентация опыта педагогической работы «Привитие экологической культуры дошкольников через изобразительное искусство» Актуальность Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим.

Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные формы физкультурно-оздоровительной работы для формирования экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 16 октября 2019 в 14:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД