МААМ-картинки

Активные методы и формы работы с педагогами

Ирина Захарова
Активные методы и формы работы с педагогами

Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС

[/b]

Статья 64 закона Об образовании РФ, говорит, что родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Публикация «Активные методы и формы работы с педагогами» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирует содержание образования и на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Чтобы планировать методическую работу по повышению компетентности и качества работы воспитателей, мною был сделан анализ кадрового обеспечения ДОУ.

Анализ показал, что 60% имеют среднее - специальное образование, 40% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -24%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квалификационной категории у 52% педагогов. Прохождение курсов повышения квалификации – 100%.

На начальном этапе работы, мною было проведено анкетирование и анализ деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников. Для контроля и оценки работы педагога по взаимодействию с родителями, я воспользовалась технологией журнала контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО, составители Н. Н. Гладышева, А. А. Бойко. Методика изучения затруднений педагогов, автор - К. Ю. Белая "Методическая деятельность в ДОО" помогла провести анкетирование по взаимодействию педагогов с родителями. Мною было выявлено, что:

• воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы взаимодействия с родителями (57%)

• содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей (73%)

• довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей, а именно родительские собрания. Причины этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно воспитателей, имеющих небольшой стаж работы, недостаточно развиты коммуникативные умения (25%)

• Используют мало новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, такие как квест, родительский клуб, флэшмоб, акции и т. д. (78%)

• Недостаточно используют новые наглядные формы сообщения информации для родителей : буклеты, портфолио группы, воспитанников, создание и продвижение страниц на сайтах педагогических сообществ, персональных сайтов (25%)

Таким образом, изучив всю необходимую литературу, была выявлена актуальность темы моей работы.

Она заключается в том, что необходимо шире использовать непосредственное вовлечение педагогов в активную деятельность с применением системы форм, приемов и методов, получивших обобщенное название «активные формы и методы обучения».

Меня заинтересовала технология активных методов обучения педагогов, разработанная Т. Поштарёвой (доктор педагогических наук, профессор АНО ВО "Северо - Кавказский социальный институт г. Ставрополь"). Ж-л "Дошкольное воспитание № 10, 2017г. Данную технологию использовала в работе с педагогами.

Особенность обучения педагогов предлагается в виде системы координат.

Процесс обучения

• Первый блок– неосознанная некомпетентность, т. е. «я не знаю, чего я не знаю». Например, педагог не знал о такой формы работы с родителями, как акция. После ознакомления - знает.

• Акция - простая, но в то же время эффективная форма сообщения о чём-либо важном большому количеству людей, например, родителей воспитанников. Это становится мотивацией для педагога узнать больше, т. е. «я знаю, что я не знаю, и хочу узнать»– осознанная некомпетентность (второй квадрат).

• Третий блок – осознанная компетентность. Мы уже что-то знаем и умеем: «я знаю и у меня получается», но все же в мыслях пока «прокручиваем» некий алгоритм действий. Например, для проведения новшества в работе с семьями воспитанников - родительского клуба, составляется сценарий, подготавливаются все средства, продумываются способы и т. д. Всё готово, но педагог проводите его первый раз, потому его новое знание постоянно контролируется и осознаётся.

• Четвертый блок – это неосознанная компетентность, когда мы не тратим никаких волевых усилий, чтобы произвести какие-то действия. Педагог может планировать взаимодействие с родителями не затрудняясь, какие способы, формы методы, средства использовать.

По исследованиям автора, понадобится 21 день применения знания и умения на практике, чтобы сформировался навык.

Особенность технологии заложена мною в основу методической работы с педагогами.

Задачи:

• Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей в плане взаимодействия с семьями воспитанников, используя наиболее эффективные формы методической работы.

• Способствовать активному использованию педагогами современных технологии сотрудничества с семьями воспитанников.

• Повысить уровень мотивации педагогов к повышению квалификации, трансляции своего опыта.

• Создавать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

• Определить основные формы и методы партнёрских отношений ДОУ и семьи.

Разработать методические и практические материалы.

• Повысить компетенции родителей в вопросах семейного воспитания.

• Повысить качество взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Первый блок включает теоретические семинары, в ходе которых педагоги дошкольной организации изучают проблемы взаимоотношений педагога и родителей на современном этапе развития общества, формируют умения моделировать стратегию взаимодействия с родителями с использованием эффективных техник общения, знакомятся с технологией изучения потребностей родителей, происходит актуализация профессионального сознания педагогов в направлении формирования эффективной коммуникативной модели сотрудничества с родителями.

Второй блок состоит из нескольких частей: первая часть включает организацию и проведение деловых игр, которые направлены на формирование навыков эффективной коммуникации во взаимодействии с родителями, концентрацию внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с родителями, развития умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями, а также на формирование потребности в саморазвитии в коммуникативной сфере; вторая часть включает имитационные игры, игры-социодрамы, благодаря которым педагоги отрабатывали умение «чувствовать» ситуацию, осознавали эмоциональное восприятие родителей, научились определять оптимальную последовательность действий воспитателя при организации и проведении встречи с группой родителей; в третьей части педагоги ДОО с помощью педагогических дискуссий и практических семинаров развивали умение моделировать характер взаимоотношений с родителями, раскрывали специфику невербальных особенностей общения воспитателя в процессе взаимодействия с родителями, развивали умение проявлять гибкость в общении.

Третий блок включает практические упражнения, в процессе выполнения которых воспитатели вырабатывают собственную технику активного слушания и осознают свои трудности и проблемы общения с социальными партнерами, концентрируют внимание на анализе взаимоотношений с родителями воспитанников.

Творческой группой ДОУ была составлена программа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

Одной из составляющих методического паспорта педагога ДОУ является успешное взаимодействие с родителями воспитанников. Программа определяет активные формы взаимодействия с педагогами, как традиционные: консультация, беседа, открытый показ, педагогический совет, творческая группа, семинар и т. д., так и новые: банк идей, выставка-ярмарка педагогических идей, галерея пректных идей, профессиональная палитра, делова игра, дискуссионный клуб, квик-настройка, коучинг сессия, проект, творческий час и т. д.

Основной направленностью новых форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации, что схематично отражается в таблице на слайде.

Рассмотрим диагностику профессиональной компетентности педагогов и ее повышение в рамках подготовки к проведению тематического педсовета по теме " Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения".

Первый шаг - тематическая проверка, цель которой является

определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на положительное взаимодействие.

Уровень педагога по взаимодействию с семьями воспитанников оценивался по специальной карте, в которой прописаны вопросы, критерии оценки (анализа). В конце таблицы идут выводы и рекомендации.

Результативность взаимодействия с родителями зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, в частности, от основных четырех компетентностей – это методическая, деятельностная, коммуникативная и рефлексивная (по А. А. Майеру).

Методическая компетентность педагога проявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи по взаимодействию с родителями в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными).

Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях: использование разнообразных, в том числе новых, технологий, разных видов и формы организации родителей, наличие компонентов развивающего взаимодействия, подбор методов и приемов, направленных на мотивацию родителей, на организацию процесса совместной деятельности.

Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях: речь педагога, подход к родителям, коммуникативное взаимодействие с родителями.

Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях: удовлетворённость родителей деятельностью образовательной организации, педагогов, в частности.

Уровень работы педагога по взаимодействию с семьями воспитанников по журналу Н. Н. Гладышевой, А. А. Бойко оценивался в уровнях: высокий - уровень профессиональной компетентности, средний и низкий, то есть компетентность отсутствует при взаимодействии с семьями воспитанников. В итоге получилась результативность взаимодействия с семьёй, степень удовлетворённости сторон достигнутым результатом.

В результате анализа выявились факторы, которые мешают решить в полном объеме поставленные задачи: в недостаточной степени сформирована деятельностная и коммуникативная компетентности воспитателей – они испытывают трудности при проведении разнообразной совместной деятельности с родителями, не реализуют в полной мере разнообразные формы взаимодействия с семьёй.

Во время совместного обсуждения, выяснилось, что педагоги не стремятся использовать, например, такие формы работы, как, родительский клуб, гостинную и др., т. к. считают, эти формы работы трудными, да и родители по мнению воспитателей, не будут принимать участие в следствии занятости.

На тематическом педсовете " Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения" решила применить методику SWOT - анализа.

Цель педсовета была : повышение качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников".

SWOT - метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

Мною был составлен общий список вопросов по теме педсовета Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения" и размещён на стенде методиста. На педсовете путём вытягивания геометрической фигурки разных цветов, коллектив педагогов был разделён на рабочие группы, по принципу случайной подборки.

Каждая группа разместилась за отдельным столом и начала обсуждать проблему, используя матрицу SWOT - анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить "Сильные стороны", какие "Слабые стороны", что можно рассматривать как "Возможности", а что будет являться "угрозой и препятствием" для осуществления намеченных целей.

На слайде пример заполненной матрицы SWOT - анализа педсовета.

После обсуждения в малых рабочих группах их решение было вынесено на всеобщее обсуждение. Творческая группа заполнила общую для всего коллектива матрицу SWOT - анализа, на её основе было сформулировано решение педсовета.

Решение:

1. Учесть все риски при организации взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Педагогам продумать, содержание родительского клуба или гостиной в своей группе.

3. Организовать рабочую группу по разработке положения родительского клуба, плана работы и сопровождающих документов.

4. Провести семинар-практикум "Родительский клуб в группе ДОУ".

Далее был проведён семинар-практикум по составлению общего примерного сценария родительского клуба.

Цель работы педагогов : применить свои знания и умения, связанные с составлением интересного и содержательного плана клуба в конкретной возрастной группе и по конкретному виду направленности (оздоровительный, творческий, физкультурный и т. д., использовать коммуникативные умения при работе с коллегами.

Для составления плана клуба, руководствовались авторскими пособиями Н. М. Метеновой

Организационные условия работы педагогов :

рассадили педагогов не по их симпатиям, а по схеме: молодой педагог - стажист, педагог-педагог из разных, но параллельных групп.

Объединили педагогов в 4-5 подгрупп с условием, чтобы не работали в одной возрастной группе вместе и не были друзьями.

Самостоятельная работа в подгруппах не более 15 мин.

По окончании работы - совместное обсуждение результатов (коллективный анализ сценариев).

Совместное составление плана клуба из самых интересных и универсальных для любого клуба, частей.

В детском саду уже есть опыт проведения родительского клуба "Росток", который был организован в рамках экспериментальной деятельности по апробации УМК программы "Истоковедение". Воспитатель, стоявшая у истоков клуба поделилась методикой проведения встреч родителей, детей, педагогов. Был показан видео ролик одного из клубов.

В конце семинара провели рефлексию. По итогам опроса выявилось, что педагоги удовлетворены деятельностью на семинаре. Не испытывают страха неизведонности, нового.

Два года тому назад, в детском саду работал один родительский клуб "Росток", организацией которого занимался старший воспитатель и специалисты. В настоящее время организованы и работают восемь родительских клубов: "Радость моя", "Здоровей-ка" (вторая группа раннего возраста, "Друзья" (вторая младшая группа, "Радуга", "Забота" (средняя группа, "Теремок" (старшая группа, "Вместе - дружная семья" (подготовительная к школе группа, "Росток" (клуб духовно-нравственного развития). По положительным отзывам родителей, деятельность клубов их удовлетворяет, привлекает, помогает решать задачи воспитания детей.

К активным методам работы с педагогами относятся интерактивные, например, метод модерации или методический навык. Метод непроизвольно создаёт коллегиальную обстановку, а решение возникает в процессе работы.

1. Цикл модерации был использован нами на педагогическом совете " ДОУ - открытое пространство для родителей воспитанников".

В начале педсовета был проведё н письменный опрос участников: что они ждут от педсовета? Насколько актуальна тема для них лично, при работе на конкретной группе, с конкретными родителями.

2. Основная часть - поиск. Задача найти самый актуальный для педагогов вопрос, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Все вопросы и ответы анонимны. Например, были вопросы: "Как учитывать в работе разный статус родителей? Есть ли разница в подходах к опекунам, по сравнению с родителями и т. д. Значимых тем выявилось несколько, сгруппировали их по кластерам.

3. Выбор - следующая часть мероприятия. Все педагоги распределяются по этим кластерам. Было по 4-5 человек.

4. Проработка - Каждая из групп обсуждала одну из тем кластера. При этом педагоги заполняли заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стояли вопросы: как должно быть? что ещё можно сделать? аргументы "за", что я уже делаю и др.

5. Мероприятия - рассматриваются как заказ на работу. Что конкретно можно сделать. Педагоги отвечали на вопросы : что делать, для чего? кто? когда?

Были зачитаны все предлагаемые педагогами мероприятия от каждой группы: активно использовать возможности мини-сайтов групп, использовать буклеты, создавать видео ролики образовательной деятельности и распространять среди родителей через электронную почту, активно привлекать семьи к участию в конкурсах разного уровня и др.

На мероприятии использовался тот же принцип - создание групп случайным образом, без учёта симпатий или антипатий коллег.

Решение педсовета:

1. Привлекать родителей к обсуждению образовательной деятельности и активному участию в жизни группы.

2. Активно внедрять во взаимодействие с родителями новые формы работы.

3. Создать мини-сайты групп в педагогических сообществах.

4. Информировать родителей об образовательной деятельности группы через информационные листки, буклеты, выставки, стенды.

5. Создать портфолио группы.

Обучение приемам, позволяющим повысить эффективность педагогического общения с родителями проводит и педагог-психолог. Обучение проводится в форме семинаров и практикумов.

Существует множество активных форм и методов взаимодействия с педагогами, которые используются нами.

Мною используется постоянно метод Дебатов – технология (форма, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Применили метод имитации ситуации : разыграли сценку родитель и воспитатель. Вывод был неожиданный - прежде всего повысить культуру общения с родителями.

Повсеместно в деятельность детского сада входит Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.

Педагоги детского сада активно используют в образовательной работе проектную деятельность, где активными участниками становятся и родители. Такие методы работы с педагогами, как, "мозговой штурм", "дидактическая игра", "игра - проектирование", "инновационная игра" - помогли формированию специальных проектных умений - проблематизации, целеполаганию, прогнозированию, рефлексии и самоанализу.

Для развития творческих способностей педагогов нашего детского сада был реализован проект «Творческий клуб «Шкатулка чудес». Встречи педагогов в клубе продолжаются и сейчас.

Основная задача клуба состояла не в том, чтобы научить педагогов мастерить какие-то конкретные поделки, а в том, чтобы познакомить с различными техниками их изготовления, подсказать идеи для творчества и фантазии на занятиях по продуктивным видам деятельности, а так же оказать помощь в оформлении группы, веранды, музыкального зала.

Идеи клуба педагоги использовали для проведения мастер-классов с родителями в группах во время родительских собраний, родительских клубов, при подготовке к творческим конкурсам.

Весь рабочий материал систематизирован в копилку «Шкатулка чудес», которая доступна всем желающим.

Результаты работы клуба :

• увлеченность разными видами рукоделия (коллеги с удовольствием демонстрируют свои изделия в детском саду, на страничках блогов в сети интернет);

• повысилось качество совместной с воспитанниками, родителями деятельности по подготовке к творческим конкурсам разного уровня Совместные с родителями творческие работы стали чаще занимать призовые места;

• родители с большей охотой принимают участие в собраниях, родительских клубах, узнавая из повестки, что состоится творческий мастер-класс;

• обогатилась РППС групп.

За два года работы над темой, повышения компетентности педагогов при взаимодействии с родителями воспитанников:

• Повысилось качество взаимодействия с семьями воспитанников. В детском саду не было жалоб со стороны родителей на педагогов.

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в плане взаимодействия с семьями воспитанников. Каждый педагог составил программу взаимодействия с семьями воспитанников и успешно её реализует.

Педагоги активно используют современные технологии сотрудничества с семьями воспитанников: организованы родительские клубы, активное участие в конкурсах, праздниках, развлечениях, ежегодно проводятся акции, флэшмобы. Организовано взаимодействие через мини сайты групп, официальный сайт детского сада. Налажено взаимодействие через информационные стенды, телефонную систему вайбер.

• Повышение уровня мотивации к повышению квалификации, трансляции своего опыта. Педагоги транслируют опыт своей работы в педагогических интернет сообществах. Успешно участвуют в профессиональных конкурсах разного уровня.

• Созданы условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Много желающих родителей устроить детей в наш детский сад, что говорит о рейтинге учреждения среди других на достаточно высоком уровне.

• Определены основные формы и методы партнёрских отношений ДОУ и семьи. Формы и методы прописаны в программе взаимодействия ДОУ и семей.

Разработаны методические и практические материалы по поведению различных мероприятий с педагогами : сценарии педсоветов, семинаров-практикумов, деловых игр, дидактических игр, кроссвордов и т. д.

• Повышение компетенции родителей в вопросах семейного воспитания. Родители воспитанников доверяют педагогам в деле воспитания и образования детей.

Эффективность работы педагогов с семьями воспитанников, мною проверена с помощью наблюдений за работой воспитателя, бесед, анализа анкет родителей, анализа отзывов родителей, анализа групповой среды, участия в конкурсах семей. А так же по критериям оценки уровня работы педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников (Н. Н. Гладышева, А. А. Бойко, пособие "Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО", допущен к использованию в образовательном процессе Приказом Министрерства образования и науки РФ № 16 от 16.01.12 г.

Список использованных источников:

Закон об образовании в РФ.

- "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". Приказы и письма Минобрнауки РФ. ООО"ТЦ Сфера", 2017г.

«Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ», О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец, «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008г

- "Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО", К. Ю. Белая, ООО "ТЦ СФЕРА», 2015г.

- "Настольная книга старшего воспитателя", сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович, "Учитель", 2015г.

- "Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО", В. И. Савчнко, "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015г.

- "Руководитель ДОО", Фадеева Е. И. ,УЦ "Перспектива", 2014г.

- "Справочник старшего воспитателя", сост. Н. Е. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева, "Учитель", 2015г.

- "Инновационные формы взаимодействия с семьёй", сост. Н. М. Сертакова, "Учитель", 2015г.

- "Управление ДОО в условиях нового законодательства", Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новосёлова, Н. М. Подоплелова, ООО "ТЦ СФЕРА", 2016г.

Интернет - ресурсы:

https://1сентября. рф - издательский дом "1 сентября"

https://portalpedagoga.ru/ - портал педагога

https://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

https://www.uchmet.ru/ - сайт "Учебно-методический портал".

https://e.stvospitatel.ru - портал электронного журнала старшего воспитателя.

https://moi-universitet.ru - образовательный портал "Мой университет".

https://dovosp.ru/j_dv - сайт электронного журнала «Дошкольное воспитание»

Публикации по теме:

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.

Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ «Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование.

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога СЕМИНАР Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога. Цель: Повысить компетентность.

Формы работы с педагогами ДОО по повышению мастерства педагогов Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Нетрадиционные формы методической работы с педагогами в вопросах физического воспитания дошкольников Вопрос: Какую форму выбрать для организации методической работы с педагогическим коллективом? Так в литературе В. И. Загвязинский определяет.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ Берладян Е. В., Альмаутова А. С «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает.

Семинар с педагогами детского сада «Методы работы по театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 «Гномик» Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методы работы.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные методы и формы работы с педагогами
Опубликовано: 13 июня 2019 в 09:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД