Лучший педагог года

Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ

Альмаутова Анастасия
Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ

Берладян Е. В., Альмаутова А. С

«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника»

И. Иманцуми

В данной статье пытались рассмотреть применение активных методов в работе с педагогами для решения педагогических проблем в ходе педагогических советов. На современном этапе от педагога требуется креативность, творчество в совместной деятельности с детьми и родителями.

Публикация «Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ» размещена в разделах

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы.

Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер её содержания, особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетании. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения).

Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников.

Использование активных методов обучения, по мнению М. М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего – либо, умение формулировать вопросы.

Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.

Центральным звеном в организации всей методической работы, является педагогический совет.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Современный педагогический совет является полифункциональным.

Педагогические советы подразделяются на виды:

• Установочный, или аналитико-планирующий, - проводится до начала учебного года в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;

• Тематический педсовет с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач педагогического коллектива;

• Итоговый, или итогово - организационный, - проводится в конце учебного года, на нём подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:

• Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и с принятием решений по ним;

Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;

• Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделение участников на команды и распределение ролей.

Метод из 7 вопросов – это каркас из семи вопросов, помогающий всесторонне описать проблему или задачу. При этом количество вопросов не столь принципиально, в различных источниках вы можете встретить, как вариации метода с меньшим количеством вопросов, так и с большим. Главное необходимо правильно описать проблему, понять задачу или ситуацию, а также подать информацию в структурированной форме.

При проведении тематического педагогического совета по развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО, мы использовали метод 7 вопросов.

Педагогам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что такое РППС в вашем понимании?

2. Кто является участниками организации РППС?

3. Когда вам как педагогам помогает развивающая среда в работе с детьми?

4. Как и при помощи чего участники организуют РППС?

5. Зачем и для чего нужно организовывать РППС в соответствии с ФГОС?

6. Где можно создать РППС в ДОУ?

Эти вопросы помогли педагогам определить проблему организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Одним из активных методов применяемым в методической работе является решение педагогических задач.

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

Решение педагогических задач помогает педагогам определить главное и существенное в той или иной проблеме.

Самым интересным способом активизации творческой активности педагогов в нашей практике был педагогический совет в форме деловой игры.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Деловые игры позволяют как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.

Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Следующим активным методом в методической работе является дискуссия. Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

На педагогическом совете «Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условия ФГОС ДО» мы использовали форму коллективной работы – дискуссия. Педагогам заранее было предложено несколько теоретических определений терминов «технология», «педагогическая технология», «технология обучения», которые они должны были изучить и творчески переработать. На педсовете термины были представлены в более простой и понятной форме. Работа осуществлялась в парах, цель данной работы заключалась в обмене знаний.

Каждый педагогический совет начинается с написания «эссе» педагогами по озвученной проблеме.

Эссе - очерк, раскрывающий какие либо проблемы, на основании размышлений человека и оформленный в свободной форме.

В «Эссе» педагоги делятся своими интересными педагогическими размышлениями, наблюдениями, а начинающим педагогам правильно излагать свои мысли.

Применение активных методов в процессе методической работы ДОУ и повышения педагогической компетентности педагогов является достаточно эффективным, так как дает возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства, оценивания и использования удачных технологий обучения и воспитания детей.

Библиографический список:

1. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис – пресс, 2006.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : анализ, планирование, формы и методы. – М. : Сфера, 2007.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. – М. – Сфера, 2005. – 64с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога СЕМИНАР Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога. Цель: Повысить компетентность.

Активные методы обучения педагогов Активные методы обучения педагогов При формировании умений и навыков используются следующие методы: • анализа конкретных ситуаций; • решение.

Педагогический совет «Права ребенка» 1. Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. Право на детство есть у любого ребенка с рождения, но период.

Педагогический совет «Я, моя семья, мой дом, мой родной край» Цель: повышать профессиональный уровень педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания. Задачи: 1. Формировать.

Педагогический совет «Педагогическое мастерство» Годовая задача: повышение профессионального мастерства педагогов, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий.

Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ Педагогический совет Тема: «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития» Цель: усовершенствовать.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: систематизирование знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по.

Педагогический совет «Этика и этикет дошкольника» Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В цивилизованном обществе без применения.

Семинар с педагогами детского сада «Методы работы по театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 «Гномик» Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методы работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет и активные методы в работе с педагогами ДОУ
Опубликовано: 16 мая 2019 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД