Галина Фёдорова
Актуальность психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Фёдорова Галина Васильевна
Тема: «Актуальность психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность исследования данной проблемы продиктована изменениями в современном обществе, связанными с повышением требований к достижениям ребёнка со стороны родителей, которые, в свою очередь, связаны с введением стандартов образования, задаваемыми обществом. В современном обществе возрасла роль семьи. Процесс целенаправленного формирования личности, был и остается основной функцией семьи. Известно, что семья нуждается в психолого-педагогическом сопровождении на каждом этапе своего становления. Дошкольная образовательная организация в своей деятельности видит психолого-педагогическое просвещение родителей одной из важнейших задач.
Публикация «Актуальность психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Ключевые слова: “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными; компетентности родителей; гармоническое развитие личности.
Современное переустройство общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни. Изменились нравственно-ценностные ориентации, которые не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое. Будем надеяться на помощь и внимание в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов) в поддержке и сопровождении которых нуждается семья. В данных условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями современной семьи, системы дошкольного образования, общества в целом и существующими противоречиями:
1. потребностью общества в наличии адекватной социальным условиям педагогической культуры современной семьи и отсутствием у нее готовности к корректировке семейно-воспитательных воздействий;
2. необходимостью системных влияний на повышение уровня психолого-педагогической; культуры родителей и; отсутствием научно обоснованной модели этого процесса;
3. потребностью каждой семьи в адресной квалифицированной помощи специалистов и ориентацией педагогов на «среднего» участника психолого-педагогического просвещения.
Выявленные противоречия позволили определить тему настоящего исследования. Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему: каковы условия проектирования психолго – педагогического сопровождения семьи в деятельности дошкольной образовательной организации, по повышению психолого-педагогического просвещения семьи?
Цель исследования: научно обосновать, разработать и апробировать проект «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс психолого - педагогического сопровождения семьи в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержания технологии и формы организации психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность психолого-педагогического сопровождения семьи обеспечивается рядом педагогических условий, если:
- сопровождение направлено на формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- создана методическая служба, обеспечивающая подготовку педагогов к реализации проекта психолого-педагогического сопровождения семьи;
-проект психолого-педагогического сопровождения семьи разработан на основе принципов интеграции педагогического и психологического содержания просвещения родителей, учета степени адаптации семьи к условиям дошкольной образовательной организации;
- организационные формы психолого-педагогического сопровождения семьи реализуются на основе принципов системного и дифференцированного подходов;
- методы просвещения родителей носят стимулирующий, мотивирующий и диалоговый характер;
- коммуникации педагогов и родителей на принципах доверия и понимания.
Для реализации цели и проверки, выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Выявить проблему психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольной образовательной организации в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить состояние практики дошкольной образовательной организации по вопросам психолого-педагогического сопровождения семьи.
3. Научно обосновать, разработать и апробировать проект «Психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольной образовательной организации».
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической; философской литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ: собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы наблюдение, изучение педагогической документации, изучение опыта педагогической деятельности, методы оценивания и измерения); методы математической обработки данных.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.
Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.
Субъетная проблема в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.
Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б. Г. Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад : педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с. 13].
Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.
С чего же начать развитие субъектности детей? Безусловно, с формирования субъектного взгляда их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.
Пробелы в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческих возможностей и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Воспитатель непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению наилучшего личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и вырабатыванию детско-взрослой общности.
В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Специалисты утверждают, что даже несколько месяцев лишения любви и общения с ребёнком наносят непоправимый ущерб его умственному, нравственному и эмоциональному развитию, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно влияют на физическое и психологическое здоровье. Без родительской любви, ребенок даже при живых отце и матери – сирота, поэтому ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В. И. Кочетковой: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без неё весь мир бледнеет, и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка"[Педагогика межнационального общения. https://spb-tei.ru/referats/1338-pedagogika-mezhnac.obshhenija. html].
Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В. А. Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни – любить.
Переосмысление назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка. Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска плодотворного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, педагогам, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.
Различные предписания родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания. Под языком семейного воспитания психологи и общественные педагоги иметь в виду те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную независимость, относятся к ним с теплом и уважением, применяют самое меньшее количество наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители. Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.
Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с бездушием родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, враждебности, конфликтности. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.
Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.
Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить руководящий контроль, который используют авторитарные родители, использовать директивный контроль: "Может сделать так, как я предложу". Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Таким образом, привлечение семьи к деятельности образовательного учреждения и взаимодействие родителей и педагогов позволяет организовать и направить учебно-воспитательный процесс с учётом основных положений закона “Об образовании" [Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1].
Создание условий для формирования субъектной позиции родителей одна из важных целей современного общества. Большое внимание надо уделять общему время провождения. Очень сближают детей и родителей праздники, проводимые в дошкольной образовательной организации. Важной задачей которых является- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности; помочь установить эмоционально-тактильный доверительный контакт родителей и детей; способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребёнка.
Список литературы
1. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. М., 2008. – 144с.
2. Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997.
4. Мелентьева Е. В. Авторская программа родительского клуба-лектория “Уроки психологии”. М., “Первое сентября”, 2010.
5. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад : педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с.
6. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., 2002. – 224с.
7. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Психология и педагогика безопасного образования. // Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207с. – с. 122 – 148.
8. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-на –Дону. 2007. – 208с.
9. Милкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы детства. М., 2004. – 384с.
10. Лапаева Н. В. Программа-проект “Семья”. М., “Первое сентября”, 2003-2010.
11. Вервекина Ю. Г. Родительский клуб “Мы вместе”. Ростов-на-Дону. купить