МААМ-картинки

Актуальность системно-деятельностного подхода в свете реализации норм ФГТ, ФГОС к образовательному процессу

альмира касимова
Актуальность системно-деятельностного подхода в свете реализации норм ФГТ, ФГОС к образовательному процессу

Актуальность системно-деятельностного подхода в свете реализации норм ФГТ, ФГОС к образовательному процессу

Изменить свою сущность

нельзя, можно лишь направить

ко благу различные особенности

характера, даже недостатки,

— в этом и заключается великая

книжная тайна и великая

задача воспитания.

Санд Жорж

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Публикация «Актуальность системно-деятельностного подхода в свете реализации норм ФГТ, ФГОС к образовательному процессу» размещена в разделах

В настоящее время в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны и внедрены федеральные государственные требования – ФГТ утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009 г. №655.

ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста, в современных условиях, для реализации прав ребенка на доступное и качественное образование.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального уровня для его возраста и развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств, формирование предпосылок способствующих учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

В ФГТ использована наиболее современная и полная типология различных видов деятельности детей. Каждая образовательная область, направлена на развитие какой – либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого–педагогической работы. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования построенных на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

В совокупности образовательные области обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально–личностному, познавательно–речевому и художественно–эстетическому. Следует отметить соответствие программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

Программой обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Для эффективной реализации этих масштабных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя мониторинг результатов своей деятельности. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности воспитанника.

В основу разработки новых стандартов положен системно – деятельностный подход. Данный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Как считают психологи, только через собственную деятельность каждый познает мир. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Системный подход обусловлен направлением методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы : целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целый ряд исследователей, и деятельностным, который всегда был традиционным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно–деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но непременно ведет к достижениям в области воспитания и обучения детей.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Системно – деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции вновь вводимых стандартов, определенных в ФГТ.

Литература

1. Закон РФ "Об образовании". - М., 2011

2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пос. для учителя. / А. А. Гин. - 5-е изд. - М. : Вита-Пресс, 2004.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Состав. Виноградова Н. А. и др. ] - М. : Айрис-пресс, 2005.- 400 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. / Г. К. Селевко. - Т. 1.- М. : НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.

5. Вариативные формы организации предшкольного образования / сост. О. В. Бережнова. – СПб., 2011. – 208 с.

6. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : метод. пос. / Н. А.

7. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2006.- 192 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

8. Запорожец, А. В. Психология действия: Избр. психолог. тр. / А. В. Запорожец. - М. : МПСИ,

9. Качанова, И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова //

10. Фельдштейн, Д. И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Баласс, 2011.- 192 с. - (Образовательная система «Школа 2100»).

Интернет-ресурсы:

1. www. vgf.ru

2. www.festival.1septembr.ru

3. www.shkola.edu.ru

4. www.pedsovet.org

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация "Игровые технологии в ДОУ" «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность системно-деятельностного подхода в свете реализации норм ФГТ, ФГОС к образовательному процессу
Опубликовано: 26 марта 2014 в 21:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД