Лучший педагог года

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями

Юлия Мануковская
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Публикация «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Дэвид Бланкет

Введение.

Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение.

Инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий (Закон Республики Казахстан «Об образовании»).

Цель инклюзивного образования – обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами; организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)

Задачи:

- проанализировать особенности организации воспитательно- образовательного процесса инклюзивного образования;

- использование инновационных технологий, ориентированных на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с ОВЗ;

- развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особые образовательные потребности (далее - ООП) – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств. Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет.

В современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.

Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

-возрастом ребенка;

-состоянием здоровья;

-уровнем готовности к освоению образовательной программы;

-особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

-профессионализмом специалистов образовательных учреждений.

Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования).

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями :

Сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей;

Соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДО (без согласования с родителями работа не проводится);

Диагностические данные на ребенка : выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка : диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;

Разработка индивидуального образовательного маршрута : по данным заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДО на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута : индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДО;

Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Вывод: таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с особыми образовательными потребностями в детском саду, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Список литературы:

Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. левитская // социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2009. - № 1

Малофеев Н. Н. специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009.

Психолого –педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор –составитель Малофеев Н. Н. – М., 2007.

Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. РУДН, 2010.

Шинкарева Е. Ю. Права детей в сфере образования : в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007.

О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/ 1524- 6.

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –инвалидами. Исх. № АФ -150/06 от 18 апреля 2008г.

Публикации по теме:

Алгоритм НОД «Моя Семья»Алгоритм НОД «Моя Семья» Алгоритм НОД "Моя Семья" /старшая группа/ Цель: продолжать знакомить детей с понятием "семья". Задачи: 1. Образовательная: Закрепить.

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

Консультация «Алгоритм средового метода» Консультация на тему: Алгоритм средового методаЦели: расширять знания педагогов средового метода и технологии в построении образовательного.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Примерный алгоритм самоанализа НОД Самоанализ непрерывной образовательной деятельности – это общая оценка НОД, характеризующая решение поставленных целей и задач, их реализацию.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 12:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД