Приложение МААМ

Амбивалентные чувства у подростков

Диана Голиневич
Амбивалентные чувства у подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Амбивалентность – это противоречивые чувства по отношению к какому-либо объекту или ситуации. Например, подросток может видеть что-то одновременно с положительной и отрицательной стороны. Или при выборе в какой-либо ситуации оба варианта могут казаться ему одинаково привлекательными. Амбивалентность всегда вызывает у подростков противоречия и запутанность.

Если описать амбивалентные чувства словами, это может звучать примерно так: «В определенном смысле я не хочу того, что хочу. Я одновременно и одобряю происходящее, и не одобряю».

Сложность амбивалентных переживаний

Публикация «Амбивалентные чувства у подростков» размещена в разделах

Амбивалентные переживания приводят к очень сложному способу мышления, потому что они приводят к противоречивым оценкам, желаниям и мнениям. Люди, которые привыкли к логике мышления «или/или», плохо справляются с амбивалентными чувствами. Например, люди разных поколений или политических взглядов склонны к мнению: «Мы правы, а они – нет». Проще принять одну сторону, чем увидеть обе.

В амбивалентности нет «золотой середины» или компромиссной точки зрения. Требуется много усилий, чтобы развить способность к амбивалентному мышлению и видению ситуации с противоположных точек зрения.

С другой стороны, амбивалентные переживания могут приводить к беспомощности. Подросток может думать : «Я просто не могу принять решение!» Например, сомневаясь в своих отношениях, подросток может вспоминать, как они начинались: «Когда мы еще учились в школе, наши отношения были такими простыми. Мы просто хотели быть вместе. Сейчас мы все еще любим друг друга, но знаем друг друга лучше. Мы знаем все радости и сложности наших отношений. Такие противоречивые переживания мешают принять решение о том, продолжать ли наши отношения или нет». В этом случае нерешительность, вызванная амбивалентностью, может разрушать привязанность.

Амбивалентность у подростков

Амбивалентные переживания могут мешать развитию подростков. Например, в возрасте 15-18 лет, когда приходит время поступать в университет, подростки могут одновременно хотеть и не хотеть учиться дальше. Они испытывают смешанные чувства, буквально разрываясь между желанием остаться в зоне комфорта (продолжать жить дома) и развиваться дальше (поступить в университет, переехать от родителей и начать более независимую жизнь).

Родители подростка при этом могут проявлять нетерпение и контролировать подростка в том, чтобы он подавал документы в университет, готовился к вступительным экзаменам и т. д. Они могут предлагать ему свою помощь или настаивать на собственной точке зрения. И это еще больше усугубляет ситуацию. Подросток одновременно ценит их помощь и обижается на нее.

В раннем подростковом возрасте (от 9 до 13 лет) амбивалентность помогает детям сообщать родителям о своих противоречивых чувствах :

«Не нужно больше мне напоминать» / «Ты никогда мне не напоминаешь, и поэтому я забываю»;

«Ты всегда лезешь в мои дела» / «Ты никогда не наставляешь меня»;

«Оставь меня в покое!» / «Ты никогда не считаешься со мной»;

«Я могу сделать это сам» / «Ты никогда не помогаешь мне».

После таких фраз родители остаются в недоумении: чего же на самом деле хочет их ребенок? Какая из двух частей сообщения правильная? На самом деле в определенный момент каждая из частей правильная. Взросление требует отказа от детских зависимостей, и от этого у подростка может возникнуть чувство потери. Новый жизненный опыт вызывает у него смешанные чувства и кажется ему противоречивым. И он на самом деле такой.

Растущая амбивалентность делает подростковый возраст еще более сложным. Подросток думает : «Чем старше я становлюсь, тем более противоречивым становится окружающий мир. Для того, чтобы стать более независимым, я должен брать на себя больше ответственности. Чтобы чего-то достичь, я должен заставлять себя. В детстве все было намного проще». И это действительно так.

Амбивалентность в отношениях подростка с родителями

У подростка в отношениях с родителями возникает больше амбивалентных переживаний, чем у ребенка младшего возраста. Стремление подростка к свободе действий и самовыражения усложняет взаимоотношения с родителями. В этом возрасте у подростков конфликты с родителями случаются чаще, чем раньше.

Если раньше родители были склонны идеализировать своего ребенка («Ты замечательный!», то теперь отношения с ним становятся более напряженными («С тобой сложно найти общий язык»). Если подросток и родители смогут проявить больше терпения к амбивалентным переживаниям друг друга, это поможет решить конфликты. Помните: это не означает, что подросток начинает меньше любить родителей, или родители – подростка.

Родители могут проявить интерес к изменениям в чувствах подростка. Они могут просто попросить: «Помоги мне лучше понять, как ты меняешься».

Хуже, если родители не проявляют терпения к амбивалентным переживаниям подростка. Они критикуют подростка за то, что он меняется: «Раньше ты был таким замечательным ребенком! Что с тобой случилось?». Это может еще больше усугубить ситуацию.

Амбивалентность и развитие подростка

Амбивалентность является частью развития подростка. Однако она может иметь для него отрицательные последствия. Рассмотрим некоторые из них:

амбивалентность может омрачить отношение подростка к жизни (например, он может думать «Чем я старше, тем труднее становится быть понятым»);

амбивалентность может вызывать нерешительность («Я не знаю, какой жизненный путь мне выбрать»);

амбивалентность может требовать от подростка умственных усилий («Мне нужно взвесить обе стороны»);

амбивалентность может сбивать ребенка с толку («Я не могу это понять»);

амбивалентность может приводить подростка в уныние («При любом исходе будут проблемы»);

амбивалентность может запутывать подростка («Я постоянно меняю точку зрения и не могу выбрать»);

амбивалентность может вызывать нерешительность («Я должен быть полностью уверен»);

амбивалентность может вселить в ребенка ощущение несовершенства («Все в этом мире – компромисс»);

амбивалентность может быть слишком трудной для подростка («Простых ответов не существует»);

амбивалентность может вызывать беспокойство («Я беспокоюсь о плохих последствиях»).

Чем старше становится подросток, тем больше в его жизни появляется причин для амбивалентности. Отчасти это происходит из-за того, что жизненный опыт подростка становится все более сложным и неоднозначным. Вместе с выгодой приходят риски, с достижениями – потери, с приобретениями – затраты, с уверенностью – неопределенность, с выбором – последствия, с преимуществами – недостатки.

Амбивалентные переживания не должны обескураживать или останавливать подростка. Их нужно принять и использовать во благо. Амбивалентность учит подростка учитывать сложность жизни во взрослых жизненных ситуациях, в которых ему приходится делать выбор.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Лэпбук «Эмоции и чувства»Лэпбук «Эмоции и чувства» Сегодня я хочу представить вашему вниманию лэпбук "Эмоции и чувства". Данный лэпбук я решила сделать для того, чтобы объединить раздаточный.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции»Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности: то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Амбивалентные чувства у подростков
Опубликовано: 17 июня 2020 в 15:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Амбивалентные чувства у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Диана Голиневич (УИ 743297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД