МААМ-картинки

Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя

Альфира Калинина Равиновна
Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя

Аналитическая записка (2017 г)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. Высокие темпы развития современного общества диктует необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для качественного обучения. В связи с этим приходится осваивать новые понятия, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем методы, приемы, технологии, реализуя их на качественно новом уровне.

Публикация «Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя» размещена в разделах

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда ослаблены связи с родителями, когда наблюдается дефицит общения с родителями – наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Дети очень редко слышат красивые русские напевы, мало видят русские народные сказки, в которых отражена доброта, красота и широта русской души. В основном на телевидении преобладают жестокость, насилие, что сильно ранит детские души, травмирует детскую психику. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Я предполагаю, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога не было соответствующих материалов и пособий. Видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству». Именно поэтому воспитание патриота – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого освоения народной культуры. Недаром, ФГОС ДО одной из приоритетных задач ставят формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Обратиться к истокам помогает фольклор, а детский фольклор – это игра, движение, слово, музыкальный ритм, напевность.   Это и объясняет выбор темы:  «Развитие музыкальных способностей воспитанников через использование малых форм фольклора».

Поставила цель: создать условия для формирования нравственных ценностей у воспитанников на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Задачи: - обновить содержание организации на основе принципа интеграции образовательных областей, - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, - познакомить детей с русскими народными песнями, инструментами, -вовлечь родителей в совместную деятельность.

Ожидаемый результат: сознательное усвоение знаний, активизация познавательной деятельности, устойчивый интерес к культуре русского народа, развитие музыкальных способностей, певческих навыков.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, увидела их живой интерес.

Анализ методической литературы, обобщение собственного опыта привели меня к выводу о необходимости разработки перспективного планирования по музыкальному развитию детей на основе использования русских народных песен, хороводов и игр, что позволило создать условия, способствующие эмоциональному благополучию каждого ребёнка, обновить содержание музыкальной образовательной деятельности с элементами фольклора.

Но сразу же возникла проблема: сложность обучения детей традиционным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. Для того чтобы решить все эти задачи, использую следующие технологии:  здоровьесберегающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики; музыкальная терапия); развивающие ритмодекломация); коррекционные (артикуляционная гимнастика); информационные; проектная деятельность.

Всю работу выстроила поэтапно : - изучила специальную литературу, - разработала перспективный план образовательной деятельности, досугов, работы с родителями, воспитателями, подобрала развивающие игры, совершенствовала методы, приемы, содержание работы.

- осуществляла обработку результатов. Для осуществления контроля над динамикой развития проводила мониторинг.

Анализ деятельности по данной теме начала с выявления уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков у детей. Данные мониторинга показали, что знания детей недостаточно полны: 82% детей не владеют знаниями о фольклоре народных песнях и только 18% - представляют понятие о фольклоре, 67% детей не всегда в состоянии различать фольклор, 46% не могут отражать в играх разнообразные сюжеты.

Для изучения компетентности родителей по данной теме и с целью выявления музыкального окружения ребенка дома, в семье, получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с фольклором, провела анкетирование родителей. Получила следующий результат: 68% родителей затрудняются в объяснении детям понятия фольклора, считают эту работу в дошкольном возрасте преждевременной и неактуальной; не имеют книг по данной теме -76%, игр -89%. Дома слушают легкую развлекательную музыку, не понимая значения классической и народной музыки.

Изучив и проанализировав эти анкеты, я поняла о необходимости просвещения родителей по вопросам музыкального воспитания, по воспитанию народных традиций. Чтобы грамотно построить работу по обучению детей изучила "Программы эстетического воспитания" /Т. С. Комарова/, учебно-методические рекомендации Программы

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" /О. Л. Князева, М. Д. Маханёва/, музыкально-литературные разработки журнала "Музыкальная палитра" и др.

Чтобы решить поставленные задачи, тщательно продумываю содержание проведения каждого занятия. Поэтому возникла необходимость создания комфортных условий для усвоения программного материала. Эту задачу я решила совместно с воспитателями и родителями: создана предметно-развивающая среда не только в музыкальном зале, но и в групповых комнатах. Знакомство с музыкальным фольклором я осуществляю в образовательной деятельности, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности.

Прислушиваясь к речи детей, я отметила ее скудность. Чтобы показать детям красоту русского языка, выраженного в народных песнях, интерес к песенному фольклору формировала поэтапно. (Из опыта и наблюдений, могу утверждать, что народные песни это самый доступный способ: интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте). Работа по обучению пению занимает значительное место: навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Для репертуара, предназначенного для обучения ребят, выбираю знакомые произведения детского музыкального фольклора, учитываю доступность к пониманию и детскому исполнению, исходя из интересов, возможностей детей. Разучивание песен провожу, как принято в народе, без музыкального сопровождения. Потом перехожу к беседам с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных традициях, бытом, трудом. Рассказываю о праздниках и обрядах, на которых звучат русские народные песни. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества использую иллюстрации к сказкам, картины русских художников, творения народных умельцев. Большую помощь в ознакомлении оказывают ИКТ, аудио - видеозаписи. Для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений, использую такой прием, как обращение к ребёнку по имени, в образе потешки, колыбельной. Это позволяет ребёнку стать участником действия. Чтобы детям было легче запомнить текст, заменяю слово в тексте или сокращаю текст, но так, чтобы не нарушалась логика текста. Когда песня выучена, провожу ее инсценировку.

Для более глубокого изучения русских традиций, быта, одежды я разработала совместный проект «Русский народный костюм», создала информационный журнал «Положительное влияние детского фольклора на ребёнка», который воспитатели и родители используют в своей деятельности. Ежегодно разрабатываю и принимаю участие в организации, подготовке и проведению праздников Пасхи, Колядки и т. д. Тесный контакт с воспитателями, родителями дал положительный результат: установлена преемственность в работе с семьёй.

Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности. А вокальные навыки дали результаты, которые позволяют моим воспитанникам овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением:

2015год, городской фестиваль «Поющее детство» -1 место (хор); 2016 год, городской конкурс «Поющее детство» (хор) - 2 место.

Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры рассматриваю, как часть всей моей работы, но хочу отметить, что, со слов воспитателей, данное направление оказывает влияние на развитие ребенка в целом, на усвоение детьми задач всех образовательных областей.

В бесконечном потоке новых идей, я задалась вопросом - как ввести новые формы работы, как современными методами, приемами, играми заинтересовать детей, развить его творческие способности и подготовить к школе? Я пришла к выводу: чем насыщеннее по содержанию будет образовательная деятельность детей, тем больший отклик она принесет в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретут уверенность, станут более раскрепощенными в творчестве.

  Инновационную деятельность провожу в четыре взаимосвязанных этапа: ищу новые идеи; формирую нововведения; реализую нововведения; закрепляю новшества.

   Чтобы обучение для детей стало интересней, насыщенней, давало им возможность активного участия в процессе познания и творчества, я использую методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей

1. Коммуникативные игры и танцы.  

2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).

4. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.)

5. Речевое музицирование (чтение стихов на фоне музыкального сопровождения).

6. Игры звуками (элементарные формы музыкальной импровизации).

7. Элементарный детский мюзикл.

Чтобы качественно улучшить, охватить все стороны музыкальной деятельности, оживить совместную деятельность с детьми, усилить познавательный интерес, активизировать детское внимание я постоянно использую ИКТ. Использование объяснения и закрепления в игровой форме позволяют мне увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой я сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов; при слушании музыки использую показ репродукций картин художников и портретов композиторов; дети «посещают» музеи, театры, концерты; презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ знакомлю детей с основами музыкальной грамоты. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников, например, на тему «Природа и музыка», позволяют мне комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года». В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации помогают детям запоминать названия музыкальных инструментов. Использование компьютерных технологий помогает мне и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Для разучивания новых песен использую дидактический приё м: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни и ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, знакомлю с профессией дирижёра. Видеоролики позволяют понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Анализируя проводимую работу, я задумалась, как сделать, чтобы образовательная деятельность давала детям возможность активного участия. Выход нашла в использовании интегрированных занятий. В ходе интегрированныx занятий применяю метод   вариативности: в творческий процесс включаю творчество детей продуктом которого являются рисунки, пластика движений. При подборе содержания ориентируюсь на детей, на то, что им близко: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор.

Результат: анализ работы показывает, что, благодаря методике интеграции и вариативности, применения инновационных программ и технологий прослеживается положительная динамика уровня музыкального развития моих воспитанников.

Чтобы решить комплекс задач, подчиненных одной теме, я применяю метод  проектирования. На практике убедилась, что этот метод очень эффективен: он дает ребенку возможность развивать творческие способности, коммуникативные навыки, формирует у детей познавательный интерес. Метод проектов я использую как способ, основанного на равном взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей в поэтапной практической деятельности. Однако начав использовать метод проекта, я выявила то, что кругозор детей, уровень навыков и интересов не позволяют мне рассчитывать на высокую степень самостоятельности моих воспитанников, отсюда - значительно возросла моя роль. Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также является активными участниками проекта. Я определила для себя следующие этапы реализации проектов:

1. определяю основные шаги по достижению поставленной цели, сроков и средств, составление плана проекта;

2. собираю и обрабатываю информацию, оказываю детям практическую помощь (по необходимости, направляю и контролирую осуществление проекта.

3. даю детям знания.

4. дети готовят продукт своей деятельности к презентации, родители помогают.

5. анализирую достижения полученных результатов.

Использовав проектный метод, еще раз убедилась в его эффективности, что обусловлено взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Например, знакомя детей с произведением «Осень» Вивальди из цикла «Времена года», на занятиях познавательного цикла даю детям полное представление об этом времени года, знакомлю детей с образами осени на примере произведений композиторов, писателей, поэтов и художников. Совместно с педагогами и родителями я разработала и реализовала проекты: по цветотерапии «Цвета», по фольклору «Русский народный костюм», «Народное творчество России». В результате дети участвовали в праздничных фольклорных мероприятиях, узнали много нового о народных традициях, быте предков, побывали в библиотеке, в краеведческом музее. Проводя такой вид работы, мои воспитанники открывают новые знания и другим детям. Результат: Открытый показ итогового мероприятия на ГМО для музыкальных руководителей, 2016г. Надеюсь, что активное участие в проектной деятельности позволит моим воспитанникам успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В ходе работы я заметила, что у многих детей не развито чувство ритма, нарушена координация движений. Я понимала, что успех работы будет зависеть от заинтересованности детей. Я провела анализ и апробировала методику Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», основанной на сочетании творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Чтобы вызвать у детей потребность в движении, я преподношу им движения в интересной игровой форме: включаю координационно-подвижные игры–игры соединяющие речь и движение. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они дают возможность детям “играть” своим телом, развивать двигательные способности, чувство ритма, сотрудничать. Чтобы развить ритмические навыки детей использую мелодии с выраженным ритмическим рисунком, хлопки в ладоши, прием ритмодекломация. При работе над ритмодекламацией я использую следующие приемы: пропевание звуков чтение стихов жестами, "телесная игра" (хлопки, шлепки, щелчки, топот, рисование под музыку изображение красками настроения. Сначала  я учила с детьми текст, показывала картинки, потом  учила показывать движения в соответствии с текстом. Например: выбрав известную детскую песню, я ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют, а хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. Тексты для речевых игр подбираю простые, соответствующие возрасту детей, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные. В результате у детей улучшилась работоспособность, движения стали ритмичными и координированными, речь - четкой и внятной. Чтобы облегчить работу, я собрала методический материал по ритмодекламации, который педагоги ДОУ используют в своей работе.

Для того, чтобы дети научились в движении передавать характер музыки, я использую анимационные танцы: сначала я выбирала музыку, затем создавала свой набор движений. Анимационный танец с постепенным увеличением участников очень удобно, для выхода родителей во время праздников, они с удовольствием танцуют с детьми.

Подводя итоги, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути по развитию музыкально-ритмических движений.

Чтобы оценить успехи детей, проанализировать степень эффективности работы, считаю важным проведение мониторинга, т. к. именно мониторинг, исходя из полученных результатов, позволил мне сделать вывод о правильности выбранных технологий и методов работы и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

Результаты диагностики детского музыкального творчества (2013-2014гг.)

Результаты диагностики детского музыкального творчества (2015-2016г.

Так, из сравнительных диаграмм видно, что увеличилось в %-ном соотношении количество детей, с сформированными навыками музыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю "восприятие музыки" 0% -38% (5 чел) в 2016году, "Пение" 21% (3 чел) – 50% (7чел, "музицирование" 14% (2 чел) - 50% (7чел,

«музыкально- ритмические навыки»7%(1%)-38%(5чел, «владение фольклором» 17%(2чел) -50% (7чел). Значительно снизился %-ный показатель количества детей с не сформированными навыками. Например, "владение фольклором»" 69% (7 чел) - 7% (1чел)". Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального творчества.

Развивая музыкальные способности детей, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться : 2015год, городской фестиваль «Поющее детство» -1 место (хор); 2016 год, городской конкурс «Поющее детство» (хор) - 2 место. городской смотр - конкурс «Зелёный огонёк», 2014год- 2 место; городской конкурс «Театральная весна», 2015год- 1 место; городской фестиваль «Золотой ключик», 2015год; городской конкурс «Юная модница», 2016 год- 2 место; городской конкурс «Театральная весна», 2016 год- 1 место.

Исходя из результатов исследования   моих выпускников поступающих в Детскую школу искусств, могу сказать, что мои выпускники (40%) ежегодно поступают в ДШИ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность.

Совместная работа с родителями – индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, отчетные концерты с участием и привлечением родителей, дают свои положительные результаты. Родители сами приходят с предложением в оказании помощи при изготовлении атрибутов, костюмов, участию в утренниках и фольклорных праздниках.

На сегодняшний день, я начала использовать игру квест. Это увлекающая, интересная, нестандартная игра, которая дарит море положительных эмоций и раскрывает творческие способности детей. Я запланировала провести цикл квест-игр «Времена года», «В поисках нотного стана», «На святках» с использованием русского фольклора. Используя данную форму организации деятельности детей, я хочу добиться следующих результатов:

-формировать элементарные представления о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.

- всесторонне развить детей по различным направлениям

- создать положительный эмоциональный настрой;

- действовать в команде, а не поодиночке;

- пробуждать познавательно-исследовательскую деятельность

- расширить кругозор;

В настоящее время продолжаю поиск обновления содержания музыкального воспитания детей. Перспективу вижу в дальнейшей разработке песенных навыков с подбором песенного материала для участия в обрядовых праздниках, концертах, развлечениях на народном фольклоре.

Сама веду активный образ жизни, принимаю участия в различных конкурсах: Диплом 3 степени в 10-м областном фестивале творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта - 2016». Участник и победитель лауреат 3 степени в 52 -м Международном фестивале - конкурсе «WORLD ART», Екатеринбург, 2016 год.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Презентация «Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе» Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе за сентябрь-ноябрь" 2017 годаОтчёт о проделанной работе за сентябрь-ноябрь 2017 годаМузыкального.

Отчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019–2020 учебный годОтчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019–2020 учебный год Отчёт музыкального руководителя по самообразованию за 2019-20 уч. год Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Отчёт о проделанной работе музыкального руководителя за учебный годОтчёт о проделанной работе музыкального руководителя за учебный год В 2019 - 2020 году я, музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты продолжила работу по проблеме «Музыка, как средство развития творчества.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2018–2019 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Продолжить работу по теме: Информационно-коммуникативные технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя
Опубликовано: 27 февраля 2021 в 20:43
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД