Людмила Кувшинова
Аналитический отчет на тему «Роль семьи в развитии творчества детей 3–4 лет в сюжетно-ролевых играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет на тему
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования г. Первоуральска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
«Роль семьи в развитии творчества
детей 3-4 лет в сюжетно- ролевых играх».
Публикация «Аналитический отчет на тему „Роль семьи в развитии творчества детей 3–4 лет в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Козлова Л. М
Должность: воспитатель
Первоуральск
2011г
Содержание
1. Введение….3 - 5
2. Аналитическая часть…6 - 7
2.1. Анализ результатов …. 8 - 12
2.2. Анализ условий …. 13
3. Проектная часть…14 - 15
4. Заключение… 16
5. Список литературы… 17
6. Приложение
Введение
Игра представляет собой деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала к себе исследователей, таких как А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. А. Крупская. Каждого из представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра- это неотъемлемая часть человеческой культуры.
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что она проливает свет на ее природу. Высказываются взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения). Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют его развитию. Вместе с тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы и отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Следовательно, начало развития игровой деятельности должно быть связано с периодом дошкольного детства-сензитивным в формировании творческой направленности личности.
Наблюдая за детьми, я еще раз убедилась в том, что семье принадлежит решающая роль в воспитании ребенка, именно в семье закладываются основы творчества. Родители способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошкольника, именно в ней дети подражают взрослым, готовясь к самостоятельной жизни.
Поэтому меня заинтересовало то, как родители могут помочь развитию творческих способностей детей через сюжетно- ролевые игры.
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что родители очень мало уделяют времени играм с детьми. Причинами не желания родителей играть с детьми являются : занятость на работе и дома, ведь в наше время многие родители на первое место ставят карьеру, зарабатывание денег, поэтому им просто некогда играть с детьми; не умение родителей организовать сюжетно- ролевую игру из-за недостатка знаний о ней; не понимание значимости сюжетно-ролевой игры для развития творческих способностей у детей; недостаточно разнообразны формы работы педагогов с родителями. Этим определяется актуальность исследования проблемы на современном этапе.
Исходя из выше изложенного можно с уверенностью говорить, что данная проблема актуальна и в условиях нашего детского сада.
Таким образом, можно сформулировать проблему: необходимость организации сюжетно- ролевых игр в семье как условие развития творчества детей.
Анализ педагогической литературы и практики по организации сюжетно- ролевых игр выявили следующие противоречие:
• между теоретическим материалом и практической реализацией
(имеются разработки конспектов, картотек, методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, но творческие игры родителями не проводятся).
Цель исследования: выявление роли семьи в развитии творчества в сюжетно- ролевых играх.
Объект: развитие игровой деятельности.
Предмет: развитие творческих способностей у детей 3-4 лет в условиях семьи на основе правильной организации сюжетно- ролевой игры.
Прогнозируемый результат: организация сюжетно- ролевых игр в семье будет способствовать развитию творчества детей 3-4 лет.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2. Создать условия для проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду;
3. Выявить роль семьи в развитии творчества в сюжетно-ролевых играх;
4. Обеспечить педагогический мониторинг в развитии творческих способностей и в самостоятельной деятельности детей.
2. Аналитическая часть
В соответствии с задачами были запланированы этапы работы:
I этап.
Изучить технологии А. П. Усовой «Роль семьи в воспитании детей», Е. В. Зворыгиной «Первые сюжетные игры малышей», Л. А. Абрамян
«Игры дошкольника» и внедрить их в работу с детьми Июль 2011г
Провести анкетирование родителей по теме:
«Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы» Август 2011г
Подобрать диагностический материал по выявлению уровня творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре Август 2011г
II этап.
Провести диагностику детей, определить дальнейшую перспективу работы Сентябрь 2011г
Разработать ряд конспектов по сюжетно-ролевым играм для детей данного возраста Октябрь 2011г
Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр Октябрь 2011г
Оформить в уголке для родителей советов и рекомендаций по организации сюжетно-ролевых игр дома Ноябрь 2011г
III этап.
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм
Ноябрь 2011г
Провести консультацию с родителями на тему : «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома» Ноябрь 2011г
Провести повторную диагностику и выявить динамику развития творчества в сюжетно-ролевых играх Декабрь 2011г
.
2.1. Анализ результатов
I этап своей работы я начала с изучения педагогической литературы и технологий А. П. Усовой «Роль семьи в воспитании детей», Е. В. Зворыгиной
«Первые сюжетные игры малышей», Л. А. Абрамян «Игры дошкольника» .
Для выявления, особенностей воспитания в семье, было проведено анкетирование родителей (Приложение 1).
Затем был подобран диагностический материал по выявлению уровня творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре.
Для организации исследования я использовала материал Н. В. Краснощековой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», диагностика по выявлению уровня творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре
(по Д. Б. Эльконину).
На II этапе своей работы в 2011года я провела первичное обследование с целью выявления уровня творческих способностей в сюжетно-ролевой игре.
Было обследовано 15 детей, 8 девочек и 7 мальчиков.
В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью детей выявилось, что дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, но не все могут удержать интерес к игровой деятельности, дети совместно с воспитателем организуют игру и у девочек лучше получается, чем у мальчиков поэтапно закончить игру. Не все дети могут, придумать сюжет для сюжетно-ролевой игры и развернуть его в ходе игры.
Для оценки творчества были применены критерии развития творчества :
-оригинальность, которая проявляется в особенности предложить новый замысел игры (1критерий);
-быстрота, как способность адаптироваться к сложившейся ситуации (2критерий);
-гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта (3 критерий).
Для выявления развития творчества детей, мною были выделены три уровня:
I уровень-высокий: ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант развития сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
II уровень- средний: ребенок предлагает замысел из уже известной сюжетно-ролевой игры, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
III уровень- низкий: ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).
Выявив уровни развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре, я составила данную таблицу. (Приложение № 2)
Уровни развития творчества Сентябрь 2011г
Абсолютное число %
I уровень-высокий 5 детей 35%
II уровень- средний 4 детей 25%
III уровень- низкий 6 детей 40 %
В данной таблице мы можем наблюдать, что 35% детей имеют высокий уровень, 25% детей имеют средний уровень, 40% детей имеют низкий уровень.
Проведя диагностику детей, я пришла к выводу, что у большинства детей низкий уровень развития творческих способностей в сюжетно-ролевой игре.
Исходя из результатов диагностики, мною запланирована дальнейшая работа:
-разработка ряда конспектов по сюжетно-ролевым играм;
(Приложение № 3)
-разработка картотеки по сюжетно-ролевым играм;
(Приложение № 4)
- систематическое проведение сюжетно-ролевых игр;
(Приложение № 5)
- оформление в уголке для родителей советов и рекомендаций по организации сюжетно-ролевых игр дома;
(Приложение № 6)
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- проведение консультации для родителей на тему : «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома»
(Приложение № 7)
В декабре 2011года мною было проведено повторное исследование развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре, результаты я занесла в таблицу.
Уровни развития творчества Декабрь 2011г
Абсолютное число %
I уровень-высокий 6 детей 40 %
II уровень- средний 5 детей 35 %
III уровень- низкий 4 детей 25 %
Высокий уровень наблюдается у 40% детей, средний уровень у 35% детей, низкий у 25% детей.
Динамика развития творческих способностей детей
В результате сравнения можно отметить наличие положительной динамики. Высокий уровень повысился на 5%, средний на 10 и наблюдается снижение результатов низкого уровня на 15%.
2.2. Анализ условий получения результатов.
В младшей группе созданы все условия для игровой деятельности с учётом места, времени в режиме дня, созданы игровые зоны с помощью привлечения родителей:
- природная;
- познавательно-экспериментальная;
- театральная;
-сенсорная;
- художественно-эстетическая;
- физкультурно-оздоровительная;
-уголки сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Семья»,
«Парикмахерская».
Создана материально - игровая база: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
3. Проектная часть
Опыт моей работы воспитателем младшей группы даё т основания говорить о проблемах возникших в период моей работы:
1. Родители очень мало уделяют времени играм с детьми;
2. Не все родители идут на контакт с воспитателем;
3. Недостаточное состояние материально-технической базы.
Поэтому в своей дальнейшей работе я планирую работу с родителями по следующим направлениям:
-Повышение педагогической культуры родителей:
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
В своей педагогической деятельности в дальнейшем я хотела бы использовать такие формы работы с семьей :
1. Проведение общих родительских собраний, и групповых;
2. Педагогические беседы с родителями;
3. Дни открытых дверей (с показом сюжетно-ролевых игр);
4. Совместные игры детей и родителей;
5. Организация совместных дел (участие родителей в конкурсах, субботниках, праздниках);
6. Организация работы родительского комитета.
Планирую пополнить предметно – развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевых игр :
- «Больница»;
- «Магазин»;
- «Семья»;
- «Парикмахерская»;
-«Строители»;
Оформить новые виды сюжетно-ролевых игр :
- «Столовая»;
- «Автобус»;
- «Поезд».
Пополнить конспекты, картотеки по сюжетно-ролевым играм.
4. Заключение
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
Ведущая деятельность дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра. Именно в ней закладываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности,
в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
5. Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».-М. :ТЦ Сфера, 2005
2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. -М. : Издательство РИОР, 2005г.
3. Л. А. Абрямян, Т. В. Антонова и др. Игра дошкольника/ Под ред. Новоселовой С. А. -М. : Просвещение, 1989г.
4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей : Пособие для воспитателей детского сада. -М. : Просвещение, 1998г.
5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008г.
6. Метенова Н. М. Родителям о детях. - Ярославль, 2009г.
7. Михаленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду : пособие для воспитателей. -М. : Линка-Пресс, 2009г.
8. Дошкольное воспитание № 4/2005 стр. 33
9. Дошкольное воспитание № 5/2003 стр. 25