Вахрушева Айсылу
Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В 2019-2020 учебном году целью психолого-педагогического сопровождения детей было: организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Задачи:
Публикация «Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1) Выявить четкие представления об уровне развития детей (определить зону ближайшего и актуального развития на каждом возрастном этапе);
2) Прогнозировать развитие ребенка, отслеживать его возможности обучения на основе выявленных особенностей развития;
3) Определить степень благоприятности социальной ситуации развития для обучения и развития ребенка;
4) Оказать психологическую помощь детям с особенностями в развитии ( склонных к отклонениям в поведении: застенчивости, замкнутости, агрессивности; детям с задержкой психического развития) и неблагоприятной социальной среды;
5) Осуществлять коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников.
В работе с педагогами :
1) Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием детей;
2) Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
В работе с родителями:
1) Повышение психологической компетентности родителей по вопросам обучения, развития, коррекции и возрастных особенностей детей;
2) Расширение психолого-педагогические знания и умения родителей по оптимизации детскородительских отношений.
Основные направления работы педагога-психолога :
1) Психодиагностика
2) Психопрофилактика
3) Коррекционная и развивающая работа
4) Психологическое консультирование
5) Психологическое просвещение
Работа проводилась с детьми групп общеразвивающей направленности № 5, 6, 8, компенсирующей направленности №2 и комбинированной направленности № 4.
1. Психодиагностическая работа
- проведение диагностики познавательных процессов у дошкольников с целью определения уровня их актуального развития;
-проведение диагностики познавательных процессов у дошкольников старших и подготовительных групп на начало и конец учебного года - с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению;
-проведение психологического исследования детей с ЗПР из группы № 4 с целью определения уровня интеллектуального и личностного развития, для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Психологическое обследование детей среднего дошкольного возраста
В группе №2 было проведено обследование уровня познавательного развития 3 детей среднего дошкольного возраста (4-го года жизни).
Сроки проведения диагностики: ноябрь 2019г., май 2020 г. (Использовался диагностический инструментарий – «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» под редакцией Е. А. Стребелевой для детей 4-5-го года жизни).
Обследование проводилось индивидуально. В диагностике приняли участие 3 ребенка из группы №2. В результате обследования выявился следующий уровень познавательного развития ребенка:
- низкий (10-12 баллов) – составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с педагогом-психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.
- ниже среднего (13-26 балла) – входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособны организовать самостоятельную игру, при этом охотно включаются в организованную взрослым, отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия, а в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь аграмматична, малопонятна для окружающих.
- средний уровень (27-36 баллов) – составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослыми и способные выполнять предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они используются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес продуктивным видам деятельности, но некоторые задания они не могут самостоятельно выполнить, однако после обучения справляются. Как правило, у этих детей имеется собственная речь: в основном это отдельные слова.
- выше среднего уровень (37-40 баллов) - это дети, у которых диагностируется интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. Интерес к познавательным задачам, при выполнении они используют метод практического примеривания и переходят на зрительную ориентировку, наблюдается интерес к продуктивным видам деятельности и они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у таких детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития
Результаты диагностики ребенка из группы № 2:
Обобщив комплексные результаты обследования можно сделать следующие выводы: У 1 ребенка низкий уровень развития, у 2 детей средний уровень развития, решением ТПМПК рекомендованы коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
Вывод: По результатам итоговой диагностики следует, что у 3 детей средний уровень развития психических процессов. Дети обучались по основной адаптированной программе для детей с косоглазием и амблиопией. У детей сформированы все высшие психические функции в соответствии с возрастом.
Психологическое обследование детей старшего дошкольного возраста.
Сроки проведения диагностики: сентябрь 2019г. май 2020г.
Диагностическое обследование проводилось в группах №2 (1 ребенок, №8 (4 ребенка, №5 (2 ребенка). Использовался блок диагностических методик, включающий в себя такие методики как, Методика 12 картинок для исследования зрительной памяти, тест «10 слов» Лурия, гештальт-тест Бендер для исследования зрительно-моторной координации, Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен, «Лесенка самооценки» Дембо-Рубинштейн и др.
Обследование проводилось индивидуально. В диагностике детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) приняли участие 7 детей.
Результаты обследования познавательного развития групп № 2, 5, 8
Выводы: На конец учебного у 4 детей средний уровень развития ВПФ. 3 ребенка с низким уровнем развития ВПФ, у детей низкая посещаемость ДОУ, педагогическая запущенность, с трудом вступают в контакт с педагогом.
Психологическое обследование детей подготовительного возраста.
Сроки проведения диагностики: сентябрь 2019г. и май 2020г.
Диагностическое обследование проводилось в подготовительных группах №2 (6 детей, группа №4 (6 детей, группа №6 (5 детей). В ходе обследования использовались такие методики как: тестовая беседа Банкова на степень психосоциальной зрелости, тест «16 картинок» на исследование зрительной памяти, тест «10 слов» Лурия на исследование кратковременной речевой памяти, таблица Шульте для исследования внимания, ориентировочный тест школьной зрелости Керна Йирасика, тест «Мотивационная готовность» Л. А. Венгера и др.
Обследование проводилось индивидуально. В диагностике детей подготовительного возраста (6-7лет) приняли участие 17 детей.
Результаты обследования познавательного развития групп № 2, 4, 6
Выводы: По результатам итоговой диагностики следует, что у 15 детей средний уровень развития ВПФ, 1 ребенок с уровнем развития ниже среднего, 1 ребенок выбыл из ДОУ 19 марта 2020 года. У всех детей отмечается положительная динамика в развитии познавательных процессов.
С октября по май проводились индивидуальные занятия с детьми, нуждающимися в коррекции психических процессов по индивидуальному образовательному маршруту-13 воспитанников, согласно утвержденному расписанию занятий. Из них 8 воспитанников подготовительного к школе возраста. Все дети имеют положительную динамику в психическом развитии. Так же проводились подгрупповые коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы детей среднего, старшего и подготовительного возраста, в соответствии с календарно-тематическим планированием по утвержденному расписанию занятий.
Для привлечения родителей к устранению недостатков развития ребенка, а так же закрепления знаний и навыков, полученных на занятиях, были проведены индивидуальные беседы и консультации.
Динамика развития детей отслеживалась в течении года, и результаты обсуждались на заседаниях ППк ДОУ. По результатам консилиумов в работу педагога-психолога вносились изменения в индивидуальные маршруты развития.
С детьми, имеющими отклонения в эмоционально-волевой сфере, проводились подгрупповые занятия с использованием методики технологии, направленных на занятия социально-эмоциональной сферы, а так же психогимнастику по методики А. В. Можейко.
Особое место в течении учебного года уделялось подготовке детей подготовительного к школе возраста к обучению в школе.
Так же было проведено диагностическое обследование детей подготовительных групп №2(6, №4(19, №5(11, №6(26) с целью определения уровня подготовки к школьному обучению.
Традиционно выделяют такие аспекты «Школьной зрелости» :
- Интеллектуальной (внимание, память, мышление, восприятие, воображение, развитие тонкой моторики рук);
- Эмоциональный (эмоционально-волевая сфера);
- Социальный (коммуникативные способности);
- Личностный (мотивационная сфера, самооценка, самосознание).
Всего в 2019-2020 году количество выпускников составляет 62 из них:
Высокий уровень – 5 детей
Выше среднего – 15 детей
Средний -41 детей
Ниже среднего – 1 ребенок
Низкий - 0
Таким образом, можно отметить достаточный уровень подготовки выпускников.
2. Психопрофилактическая работа
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога. Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.
• Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть не похожим на других; недириктивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
• создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; посредством проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком.
На протяжении всего учебного года реализовывались основные направления профилактической работы в системе психологического сопровождения по социально-эмоциональному развитию, по предупреждению дезадаптации, снижению уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста, снятию психоэмоционального напряжения, предупреждению отклонений в развитии личности, подготовке к школе.
2019-2020 уч. год Количество занятий
1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по снятию психо-эмоционального напряжения, развитию мелкой моторики, сенсорного восприятия с воспитанниками гр. № 2, 4, 5, 6, 8 550
2. Групповые развивающие занятия, направленные на развитие
поведенческой сферы с воспитанниками групп №2, №4, №5, №6 59
3. Групповые развивающие занятия, направленные на развитие
Эмоционально-волевой сферы с воспитанниками групп №2, №4, №5, №6 60
4. Подгрупповые развивающие занятия в группе комбинированной направленности № 4 (дети с ЗПР) на развитие познавательной сферы 16
5. Подгрупповые развивающие занятия в группе компенсирующей направленности № 2 на развитие поведенческой сферы, эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы и подготовка к школе 126
Всего: 811
3. Коррекционно-развивающая работа
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет:
1. программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
2. программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
3. программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая.
Наименование Результат
ТПМПК Организация диагностики детей, обработка результатов, оформление представлений на 19 воспитанников
Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками группы №2, №4, №5, №6, №8 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы, развитию мелкой моторики, сенсорного восприятия.
Городской конкурс «Умники и умницы» Отбор воспитанников и подготовка команды к интеллектуальному городскому марафону «Умники и умницы», индивидуальная и групповая работа.
Воспитанники групп становились участниками и призерами различных всероссийских и городских конкурсов:
Год Наименование мероприятия Уровень (в детском саду, городской) Ф. И. победителей и призеров, участников
2019 Городской интеллектуальный марафон «Умники и умницы» Городской. Грамота в номинации «Самые активные». Команда «Дружба»
2019 Конкурс талантов «Осенние этюды» Всероссийский 1 место
4. Консультативная работа и психопросвещение
Данный раздел состоит из нескольких направлений в частности: психологическое консультирование родителей, участие в родительских собраниях, психологическое консультирование педагогического состава.
В течение года регулярно проводились индивидуальные консультации для родителей, в результате которых была оказана психологическая помощь и поддержка в решении проблем, связанных с обучением, повышением мотивации к обучению, взаимоотношениями со сверстниками, воспитанием, детско-родительскими отношениями, профессиональной ориентацией. В некоторых случаях родители охотно идут на контакт с психологом и поддерживают его в процессе обучения, в других – игнорируют приглашение на встречу, выказывают отсутствие заинтересованности в жизни ребенка.
В рамках работы с родителями и педагогами были проведены следующие мероприятия, представленные в таблице:
№ Вид мероприятия, тема Дата
1. Участие в общем родительском собрании с докладом «Адаптация ребенка в детском саду» Сентябрь 2019 г.
2. Буклет «Адаптация ребенка в детском саду» Сентябрь 2019 г.
3. Выступление на родительском собрании с докладом «Готовность к школе. Результаты диагностики» Октябрь 2019 г.
4. Буклет «Психологичексая подготовка детей к школе» Октябрь 2019 г.
5. Круглый стол: «Успешный родитель: Как и во, что играть папам и мамам с детьми. Игра со взрослым - источник комфортного самочувствия ребенка» Декабрь 2019 г.
6. Подготовка плана работы с семьями, состоящих на профилактическом учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Январь 2020 г.
7. Консультация для родителей на тему: «Секреты воспитания» Февраль 2020 г.
8. Подготовка памятки для родителей по правовому воспитанию Февраль 2020 г.
9. Консультирование по запросу родителей (Проведено 25 индивидуальных консультаций по запросу родителей) В течение года
10. И Индивидуальные консультации педагогов по улучшению взаимодействий с воспитанниками В течение года
В 2019-2020 учебном году участвовала в форуме «Молодой педагог и вызовы времени», также прошла курсы повешения квалификации «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС».
В целом в течение учебного года были задействованы все направления деятельности, проделанную работу считаю продуктивной и эффективной, имеющей положительную динамику.
Учитывая результаты работы за 2019-2020 учебный год, определены основные направления работы педагога-психолога на следующий учебный год :
- продолжать индивидуальную, подгрупповую и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми;
- продолжать работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и их семьями, с целью развития личности детей;
- продолжать работу по формированию предпосылок учебной деятельности;
- продолжать осуществлять взаимодействие с педагогами и специалистами детского сада.
Составила: педагог-психолог Вахрушева А. М.