Елена Журавкова
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования
Название программы
Программа 1
Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе. «Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры. Разработана на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л. С. Выготского. Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка. В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа «Детство» : Примерная образовательная программа дошкольного Образования
Публикация «Анализ авторских комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования» размещена в разделах
(Данный вариант программы «Детство»
разработан на основе и в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования)
Авторы программы, выходные данные
Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, создана авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т. Н. Дороновой. Авторами-разработчиками являются Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, С. Г. Якобсон,В. В. Гербова, А. А. Грибовская, С. И. Мусиенко.
Разработана на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л. С. Выготского
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС
Серия: Радуга
Издательство: Просвещение
Год издания: 2014 Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новыйвариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
–СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И.
Герцена, 2014.
Цель и задачи
Цель программы : сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.
Основные задачи программы :
• обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
• обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
• всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Цель программы :
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Главная задача – ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.
Концептуальные положения
Концептуальной основой данной программы служит теория А. Н. Леонтьева, в которой основными категориями анализа психики являются :
- деятельность;
- сознание;
- личность.
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского
развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного
образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Вывод
Личность воспитывается Личностью.
Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя
действительно интересует то, о чём он рассказывает;
дети хотят знать о жизни и переживаниях
взрослых; ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать; ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит; в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;
в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп; каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.
Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т. е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста). Основная идея программы – социализация ребенка, т. е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. Вообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье. Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.
Программа 2
Программа «РОСИНКА»
Программа «Ладушки»
Авторы программы, выходные данные
Автор : Куцакова Людмила Викторовна, Мерзлякова Светлана Ивановна
Издательство: Владос, 2005 г.
программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста под редакцией И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
Цель и задачи
Одна из ее основных целей – помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать.
Задачи программы : воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного
общения с взрослыми.
Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Концептуальные положения
Основные положения программы : «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» должны активно использоваться с раннего возраста. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.