Получи документы

Анализ методических подходов к преодолению нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Елена Кобельцева
Анализ методических подходов к преодолению нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребенком на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

Публикация «Анализ методических подходов к преодолению нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1 раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], о, у, э, ы, м, м, н,н, п,п,т,л,х,х, ф,ф,в,в,й, б,д,г,г. в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к-х, в-б и т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.

2 раздел работы – дифференцировочный, в котором выделяются два этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух сов семи артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.

3 раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков у, а, и отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слово на слоги, используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа ап.

6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа «суп».

7. Выделение начальных согласных в словах типа «сок».

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».

9. Анализ и синтез прямого слога типа СА.

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», двухсложных с закрытым слогом типа «кошка», трехсложных типа «панама», произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок-сук.

13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слова.

В отечественной логопедии уделяется большое внимание развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа слова : существет несколько методов и приемов, разработанных различными авторами (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева, Г. А. Цукерман,Т. В. Туманова).

Все эти подходы объединяет примерно одинаковое содержание работы:

1 этап. Узнавание неречевых звуков.

1. Шум деревьев, крики детей, гудение машины, смех женщины и другие.

2. Поиск игрушки, ориентируясь на силу ударов по барабану (громче – игрушка рядом, тише - игрушка далеко).

3. Игра с колокольчиком – передача по кругу за спинами. Водящий должен отгадать и показать, где звенит колокольчик.

4. Отгадывание предметов по звукам, которые они издают (мячик, разрываемая газет, предвигаемый стул).

2 этап. Различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

1. Определение того, кто назвал имя водящего.

2. «Где мяукает котенок?» Близко – громко, далеко – тихо. Вначале показывает логопед, затем дети мяукают с различной силой голоса в зависимости от команд «близко», «далеко».

3. Звукоподражение корове или теленку, свинье и поросенку, и другим.

3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.

1. Логопед показывает картинку (например «вагон») и громко, четко называет ее. Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши всякий раз, как они услышат неправильное произношение (вакон-вагон-фагон-факон).

2. Подбор картинок к называемым словам и распределение их в порядке называния логопедом.

Например:

Ком мак сук

Дом лак лук

Сом рак жук

Лом бак тук

IV этап. Дифференциация слов.

Определение лишнего слога в слоговом ряду:

На-на-на-па

На-но-на

Ка-ка-га-ка и т. д.

V этап. Дифференциация фонем.

1. Дети поднимают картинку и выкладывают фишку определенного цвета, когда услышат звук:

У-у-у-у – «поезд гудит» (зеленая фишка)

А-а-а-а – «девочка плачет» (красная фишка)

И-и-и-и – «птичка поет» (желтая фишка)

2. Дифференциация согласных фонем. Работа проводится аналогично.

VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Последовательность работы:

1. Обучение детей определению количества слогов в слове (отхлопывание двух- и трехсложных слов, выделение ударного.

2. Анализ гласных звуков. Дети выкладывают столько одноцветных кружков, сколько гласных звуков назвал логопед («а», «ау», «ноу»).

3. Анализ согласных

Выделение последнего согласного из слова (легче удается выделение глухих взрывных).

Далее Н. А. Чевелева предлагает вести работу по развитию навыков звукового анализа по методике Г. А. Каше, изложенной в ее книге Г. А. Каше, изложенной в ее книге «Исправление недостатков речи у дошкольников».

Г. А. Каше разделила работу по подготовке детей к звуковому анализу на два периода. В первый период выделены четыре ступени:

1 ступень.

Одновременно с изучением гласных звуков «у», «а», «и» детей приучают слышать эти звуки в ряду других звуков. Выделять данный звук из начала слова.

Детей учат запоминать и воспроизводить ряд нескольких звуков и определять столько звуков и определять столько звуков в сочетании, какой первый, какой второй, какой третий, сколько всего.

2 ступень.

Анализ и синтез обратного слога типа [уп],[ут]. В это время изучаются простые по артикуляции звуки «п», «т», «к».

Детей учат выделять один звук в слове, услышать последний согласный звук в слове, анализировать сочетание звуков, объединять два звука в слог.

3 ступень.

Выделение ударного гласного из положения после согласного: лук, бак, лак, кот, ток.

4 ступень.

Анализ и синтез прямого слога типа [са]. Анализ слов типа «сон», «сок», «сук».

Во втором периоде Г. А. Каше предлагает проводить следующую работу.

Основной единицей изучения является целое слово.

Вначале учат делить слова на слоги. Детей знакомят со схемой слов, где длинная черточка – это слово, а короткие – слоги (___, ___).

Из полосок дети учатся составлять различные схемы слов (мак, сук, ваза, зубы, машина, канава).

Для закрепления навыка деления на слоги проводятся различные тренировочные упражнения:

1. Отхлопывание слова по слогам и выкладывание схемы слова.

2. Выбор нужной схемы из двух предложений.

3. Подбор картинок по схемам.

Постепенно детей учат овладевать полным звуко-слоговым анализом односложных слов без стечения согласных (суп, кот). Дети определяют количество слогов в слове, количестве звуков в слове. Далее дети учатся анализировать слова со стечением согласных, двусложные, трехсложные слова. Также проводятся упражнения по преобразованию слов путем замены первого звука. Например: лук-сук, рак-мак.

Таким образом, к концу второго периода дети сознательно усваивают анализ и синтез слов указанной сложности. Усваивают термины: звук, слог, слово, гласный, согласный, глухой, звонкий, твердый, мягкий. Тем самым закладывается основа для овладения чтением.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. * Методика З. Е. Аграновича [1] представляет собой систему поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ методических подходов к преодолению нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2014 в 18:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ методических подходов к преодолению нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кобельцева (УИ 85235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД