Приложение МААМ

Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Наталия Нижегородова
Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

«…чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский)

Экологическое воспитание в группе компенсирующей направленности тесно переплетается с изучением определённой лексической темы. Проведя анализ годового лексического планирования, сделала вывод, что около 50% изучаемых тем имеют экологическое содержание, например, такие как «Зимующие и перелетные птицы», «Деревья», «Грибы», «Времена года», «Насекомые» и другие имеют место быть в течении всего учебного года.

Публикация «Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах

Для того, чтобы работа по экологическому воспитанию проходила интересно и продуктивно используем в своей работе разные формы : занятия, беседы, совместная деятельность взрослого с детьми (проекты, опыты, наблюдения, эксперименты, лепбуки, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, творческие работы по изодеятельности, экологическая тропа и др. Системное знакомство с миром природы позволяет развить не только важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение, но и одну из основных коррекционных задач детей нашей группы : речевое развитие.

Остановлюсь на некоторых из форм, которые имеют активный отклик у детей нашей группы.

Проектная деятельность позволяет нам глубоко и детально изучить с детьми выбранную тему, используя необходимые самостоятельно выбранные временные рамки, отталкиваясь в изучении материала от интереса и запроса воспитанников. Сделали вывод, что польза данной формы работы для детей нашей группы не только в познании теоретического материала, но и в непосредственном предметном исполнении: потрогать, посмотреть, понюхать, изготовить своими руками элементы результата проекта. Т. о. развивающая среда пополнилась в течении реализации следующих проектов экологической направленности :

«Морские ракушки. Какие они?» 2017

«Покормите птиц зимой» 2018

«Осень» 2021

«Насекомые» 2022

«…И это тоже вода…» 2023

«Первоцветы» 2023

«По страницам красной книги» 2024

«Как мы птицам помогали…» 2024

Лепбук в нашей группе является для участников образовательной деятельности настольной книгой: педагоги творчески используют собранный в папке объемный по тематическому наполнению материал, для ребенка главная коррекционная польза состоит в реализации поисково – исследовательской деятельности в условиях образовательного пространства группы. Данная технология реализована нами в следующей тематике: «Времена года» (в наличии все сезоны, «Вода и ее состояния», «Красная книга»

Дидактические игры реализуют главный вид деятельности дошкольника, поэтому наши воспитанники с интересом откликаются на готовые и нами изготовленные пособия, которые помогают коррекции, уточнению и обогащению познаний ребенка по теме экологической направленности :

«Сортировка мусора»

«Что где растет»

• Цветовые палитры «Весенние цветы»

• Лото «Весенние цветы»

Во время наблюдений показываем детям природу в естественных условиях, визуально прослеживаем простейшие взаимосвязи, что особенно важно в коррекционной работе, т. к. этим детям крайне необходима наглядность и повторяемость информации. Дети знают время и место начало запланированных наблюдений. Это направление мы используем в режиме дня как минимум три раза в часы прогулки, а также во время деятельности в центре природы, в др. режимных моментах. К планируемым наблюдениям в моменте добавляем те, что идут от запроса детей (что-то увидел, заинтересовался, необходим ответ на вопрос, обсуждение) либо в природе проявилось что-либо удивительное, что нашло эмоциональный, эстетический отклик (напр., необыкновенно красочный яркий закат вначале вечерней прогулки либо неожиданно прилетевшая новая для ребенка птица и др.) В результате этой системной работы и происходит понимание происходящего в естественной среде, главное, чтобы эта работа проводилось регулярно и с интересом обеих сторон (педагога и ребенка).

Трудовая деятельность наших дошкольников направлена не просто на выполнение элементарных поручений взрослого, труд в том числе осуществляет коррекционное влияние на умственное развитие: требует сосредоточения, активного восприятия, тренировки памяти, развивает мышление, т. к. приходится сравнивать, сопоставлять, делать выводы, прежде, чем приступить к деятельности.

Приведу примеры: еще в сентябре, т. е. вначале осени во время уборки листьев детям было сложно даже нагрести листья в свою кучу, в завершении листопада в результате многократно повторяемых действий, разъяснения педагогом способов и плана действий, участок быстро и качественно очищался от листвы детьми практически самостоятельно. Аналогичен пример с уборкой снега: вначале ребята не понимают алгоритма действий, ходят с лопаткой по участку, хаотично раскидывая снег; в заключении снежной поры те же самые дети, после многократных, совместно с педагогом повторяемых и усвоенных действий, слаженно и ловко справляются с сугробами и обучают этому вновь пришедших в группу детей.

Тематические прогулки находят у наших детей активный отклик. Их можно сравнить с объемным интегрированным наблюдение либо мини проектом по теме. В завершении подобной прогулки дети всегда эмоционально делятся впечатлениями., т. е. тема прогулки усвоена. Отмечу, что к этому направлению работу тщательно готовимся, подбирая материал, объединяя все компоненты прогулки. Пример осенней прогулки:

- Наблюдение за деревьями на прогулочном участке

- Подвижные игры: «Раз, два, три к …дереву беги», «Кустики-деревья»

-Трудовая деятельность: уборка листьев на прогулочном участке

- Самостоятельная деятельность: сбор листьев для гербария

- Творческая игра «Фотосессия с осенними листьями»

Опыты интересны любому ребенку, мы только направляет их в «нужное русло». Отмечу, что особенно ценны опыты, когда ребенок приходил к выводу сам, активизируя мышление, развивая наблюдательность, анализируя и сравнивая наблюдаемое и делая выводы, что бывает чрезвычайно непросто ребенку коррекционной группы. Интересные опыты проведены в течении проектной деятельности. Хороший результат в реализации этого направления дает опора на возрастные особенности, когда старшие дети с наглядно-образным мышлением помогают младшим, которым присуще наглядно-действенное мышление.

Пример, «свойства снега» в результате действий со «снежколепом» 7-летняя девочка смогла объяснить 4-летней, почему снег в этот морозный день не лепится, рассыпается.

Чтение художественной литературы особенно продуктивно в нашей группе при использовании произведений, объединенных одной тематикой, либо используем подборку одного автора. Отдельно отмечу, наличие мотивации при слушании худ. литературы. Пример, подготовка к олимпиаде «ЧИП» по произведениям В. Бианки (осень 2024 год) : дети принесли книги из дома, сходили в библиотеку, подключили родителей, заинтересовались многие дети, результат: призовые места в олимпиаде.

Олимпиада по экологии. Непросто глубоко заниматься вопросами экологии с ребенком общеразвивающей группы, еще сложнее с детьми, имеющими не только тяжелые речевые нарушения. Энтузиазм, глубокие знания и увлеченность педагога помогали нашим детям достойно представлять наш детский сад на муниципальном уровне (4 года подряд). Этот опыт ценен тем, что знания в области экологии получили не только участники олимпиады, но и другие дети группы.

Методический материал и развивающая среда, которые принципиально отбирались и присутствуют в группе в достаточном объеме (картотеки прогулок, наблюдений, опытов, различные демонстрационные альбомы, игры и вышеперечисленный материал, сезонное оформление и наполнение прогулочного участка (метеостанция, экологическая тропа, природный материал и др.) помогают грамотно выстроить работу с детьми по экологии. Педагогами группы оформлены следующие картотеки :

«Опыты по экологии»

«Наблюдения в природе»

«Комнатные растения»

«Увлекательные сказки по экологическому воспитанию»

«Стихи по экологическому воспитанию» и др.

- альбомы

«Модель трудового процесса»

«Способы ухода за комнатными растениями»

«Кому нужны деревья в лесу»

«Правила поведения в природе»

«Как растет цветок»

«Где прячется вода» и др.

Вывод. Анализ работы по данной теме позволил сделать вывод о позитивных результатах в воспитании экологической культуры детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи: у воспитанников присутствуют элементарные представления о природе, дети экологично используют их в разнообразной деятельности. В заключении отмечу, что важны не столько используемые формы работы, а такие факторы, как системность, регулярность и заинтересованность в результате.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 5 марта 2025 в 11:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Нижегородова (УИ 1812290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных