Ольга Карпенко
Анализ опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
по опытно – экспериментальной деятельности
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Публикация «Анализ опытно-экспериментальной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской - экспериментальной деятельности коллектив СП решил использовать практический материал в условиях нашего детского сада. Материал был подобран с учётом возрастных особенностей детей.
Работу по опытно –экспериментальной деятельности педагоги СП начали с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности. Данные диагностики показывали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Всю работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми педагоги строят по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаются следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов педагоги придерживаются следующей структуры:
Постановка проблемы;
Поиск путей решения проблемы;
Проверка гипотез, предположений;
Обсуждение увиденных полученных результатов;
Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества : это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
более глубокое усвоение предметного содержания;
высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
развитие творческого мышления;
большое количество идей, их глубина, оригинальность;
эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Вывод.
Опираясь на первые результаты, полученные в ходе использования опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что использование данной деятельности является эффективным и способствует формированию у детей навыков XXI века: критическое мышление, творческие способности и навыки совместной работы.
Воспитатель: О. Н. Карпенко