Мария Соколова
Анализ статьи Крыловой О. Л. «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»
Анализ на статью «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» автор Крылова О. Л. (Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 7, 2008. – стр. 29-32)
Публикация «Анализ статьи Крыловой О, Л, „Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Игры для детей
- Темочки
Автор статьи Крылова О. Л., старший воспитатель ГОУ «Детский сад № 577 г. Москвы, рассматривает вопросы воспитания дружеских отношений между детьми во время игр, уделяет внимание основе дружеских отношений дошкольников и педагогическому руководству взаимоотношениями детей. Она указывает на актуальность взаимоотношений дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, а также на внимательную и умелую их корректировку.
В своей статье она раскрывает понятие «дружба», ее проявления дошкольниками в различных периодах пребывания в дошкольном учреждении, на характер детских взаимоотношений.
Анализируя характер дружеских отношений между дошкольниками, автор рассматривает задачи нравственного воспитания, которые позволяют решить потребность ребенка в общении со сверстниками на протяжении всего дошкольного детства. Автором предложены наблюдения детской игры, в которой формируются моральные основы специфики общественных отношений.
Автор Крылова О. Л. подробно описывает педагогическое руководство взаимоотношениями детей, выделяет его особенности. Заявляет актуальность о наблюдении за детскими играми, поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют, испытывают сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, приучаются согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Предлагает руководствоваться показателями дружбы между детьми в группе, например:
интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
или:
проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища и др., которые служат ориентиром для воспитания у детей дружеских чувств и отношений и позволяют выявить уровень сформированности гуманных дружеских чувств.
Автор предлагает использовать на практике игры и игровые ситуации, в которых дети самостоятельно используют свой опыт и реализовывают усвоенные нормы и правила поведения, приводит примеры проведения таких игр.
В заключение статьи Крылова О. Н. пишет: «…высказывания и поведение дошкольников в игре … еще не главный показатель уровня их нравственной воспитанности» и подводит к тому, что причиной правильного поведения может быть активность, догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие.
В данной статье автор не указала на основу основ – семью. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна и характер детских взаимоотношений во многом зависит от условий воспитания не только в детском саду, но и в семье. Как показывает практика родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания дружеских отношений у своих детей и наша задача как педагогов уделять особое внимание работе с родителями.
На мой взгляд, в статье необходимо добавить чрезвычайно значимый аспект - целенаправленное воспитание дружеских отношений между детьми, т. к. именно в дошкольном возрасте развиваются чувства дружбы и товарищества. Чем старше становится ребенок, тем более заметным становится проявление постоянства, привязанности в дружбе, дети уделяют большее значение нравственным качествам сверстников, они готовы защищать дружеские взаимоотношения и считать поступки, результаты деятельности друзей лучшими даже вопреки справедливости. Поэтому очень важно помочь ребенку освоить многообразные действия, операции, именно они позволяют достичь определенного результата, удовлетворить потребность ребенка.