Анна Бабина
Анималистический жанр в познавательно-продуктивной деятельности детей
Искусство анималистики начинает свою историю со времен палеолита. Наскальные рисунки животных, возраст которым где-то 30-40 тысяч лет и старше, открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, Северной и Южной Америке.
Образы животных обладает огромной воздействующей силой, являясь объектом внимания естественных наук, педагогики и эстетики, философии искусствоведения, а также широко используются в целях экологического, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Анималистический жанр в познавательно-продуктивной деятельности детей» размещена в разделах
Дети рисуют то, что видят вокруг себя и то, что чувствуют. Изображение окружающего мира помогает им глубже проникнуть в тайны природы, увидеть ее красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности.
Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, воспитывает бережное отношение к животным.
Чтобы изображения животных были точными, выразительными, необходимо иметь широкий круг знаний (особенности внешнего вида, повадки, образа жизни и т. д., уметь наблюдать, анализировать, обобщать, фантазировать, обладать хорошей памятью и терпением, учиться созданию изображений на плоскости или объеме, знать выразительные особенности различных материалов и т. д.
На своих занятиях в студии «Радуга» мы учитываем доступность образа животного для понимания детей, его пластику, подвижность и естественность.
Предлагаем определенный алгоритм действий:
- самостоятельно описать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции;
- смоделировать движения и повадки. Для этого проводим игровые упражнения и театральные приемы;
- беседуем о создание основной формы, дополнение ее деталями.
Очень удобны в использовании схемы-модели последовательности выполнения работы. Ребенок, забыв последовательность выполнения задания, не будет переспрашивать, ему достаточно взглянуть на доску.
Широко включаем и используем художественную литературу: сказки о животных, прозу и поэзию, творчество художников-анималистов.
Изменчивость животных и некоторые их сходства с человеком вызывают у детей познавательный интерес, яркий эмоциональный отклик, что повышает восприятие и творческую активность. Необходимо с детства прививать любовь к животным, обращать внимание ребенка на красоту, на их пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.