Елена Кокорина
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе по подготовке к обучению чтению и письму «Веселые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе по подготовке к обучению чтению и письму «Веселые звуки».
Кокорина Елена Вячеславовна,
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 4 «Радуга»
г. Мичуринск
В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.
Публикация «Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе по подготовке к обучению чтению и письму „Веселые звуки“» размещена в разделах
Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется.
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается
Как указывает Л. С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный период для общего развития речи детей. Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.
Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте. Ориентирована программа на детей 5 -7 лет.
Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется
системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
В основу легло методическое пособие
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать». Три периода обучения
Цель программы
• осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы
- Формирование и развитие фонематического слуха, произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам.
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия, графических навыков, мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать, самостоятельности, нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Принципы и подходы к формированию Программы
За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чистозвуковой период обучения.
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
Принципы реализации Программы
Наглядность Доступность Проблемность
В программе четко прослеживается интеграция образовательных областей, тесное взаимодействие специалистов для достижения наилучших результатов.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Количество занятий Количество детей в группе
В месяц В год
4
36
10
Особенности программы
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму.
Способы и формы работы с детьми
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Планируемые результаты освоения Программы
Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок знает и называет буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определяет место звука в слове : в начале, середине, в конце;
- различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делит слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользуется графическим обозначением звуков;
- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывает простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений
- заучивает стихотворения
- понимает и выполняет учебную задачу
- у ребенка сформированы волевые и этические качества, такие, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
• Наблюдательности и коммуникативных способностей;
• Произвольного внимания;
• Зрительной, слухоречевой памяти;
• Мелкой и общей моторики;
• Активизации воображения;
• Способности логически мыслить;
• Пространственных представлений;
• Способности адекватно оценивать свою работу.
В течение учебного года ребенок оформляет альбом. В него входят выполненные им за год задания. На итоговом занятии в конце года устраивается выставка альбомов.
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» представляет собой завершенный, самостоятельный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающей практической значимостью. Данная программа может с успехом использоваться как в учебном процессе, так и для дополнительного образования детей.