МААМ-картинки

АОП компенсирующей направленности для ребёнка с ОВЗ

Мария Кузьминова
АОП компенсирующей направленности для ребёнка с ОВЗ

Пояснительная записка

Индивидуальная адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы дошкольного образования.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания воспитанницы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида №7 города Моздока Республики Северная Осетия - Алания, принятой в дошкольное учреждения.

Публикация «АОП компенсирующей направленности для ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах

Индивидуальная адаптированная образовательная программа является локальным актом МБДОУ № 7 разработанным в соответствии:

с законами РФ:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ:

• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

с документами Федеральных служб:

• постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

с локальными документами: Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7»

с рекомендациями городской психолого-медико-педагогической комиссии

с методическими рекомендациями по разработке индивидуальной адаптированной программы для детей ОВЗ и инвалидов.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с АООП МБДОУ № 7 для детей ОВЗ (нарушение зрения, с учетом «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения, под ред. Л. И. Плаксиной.

1.1. Характеристика особенностей психофизического развития воспитанника:

Диагноз офтальмолога: глиома. АЗН.

У ребенка ослаблена способность фиксации взора, локализации заданных объектов из множества других. Испытывает значительные трудности при узнавании реальных предметов и игрушек или просто их не знает. Зрительно-пространственные ориентировки нарушены (вторая степень ограничения). Процесс зрительного анализа признаков предметов сукцессивный и замедленный. Узнавание носит не точный, фрагментарный и не полный характер, часто процесс узнавания носит характер угадывания, из-за чего наблюдаются ошибки, затрудняется различать и понимать контурные и силуэтные изображения объектов.

Наглядно-образное мышление обеднено, многих образов окружающего мира не знает.

Речевое развитие не соответствует возрастным нормам, словарный запас беден из-за недостаточности чувственных представлений о предметном мире. Заикание. Плохо ориентируется в пространстве из-за недостаточности дистантного восприятия удаленных объектов.

Уровень социально-адаптивного поведения низкий: культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Иногда старается проявлять самостоятельность, однако, при этом отмечается крайняя неаккуратность, неточность движений, незнания многих операций самообслуживания.

Особенности общения: Предпочитает общение с взрослыми и с доверием идет на контакт.

Индивидуальные психологические особенности ребенка: во время психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка: девочка формально идет на контакт, продуктивность общения снижена вследствие повышенной утомляемости, на месте удерживается непродолжительное время. Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения задания. Нуждается в дозировании нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей. Понимание обращенной речи доступно, нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям, следует им почти всегда под контролем со стороны учителя - дефектолога. Реагирует на похвалу, однако достичь требуемого результата только за счет положительного подкрепления не удается. Общий кругозор ребенка снижен, знания об окружающем мире не всегда систематизированы. Отсутствует самостоятельное выполнение заданий из-за неумения построить свою программу действий, постоянно необходима активная обучающая помощь и контроль взрослого. Совместная деятельность сильно затруднена – не активно включается в деятельность, требуется дополнительная стимуляция, не всегда удается вызвать интерес и удержать на короткое время внимание ребенка. Активно разговаривает, не пользуется мимикой и жестами.

Эмоциональное состояние девочки характеризуется как адекватное, выполняет просьбу или задание, себя контролирует, любит держать в руках свои любимые игрушки. Настроение чаще хорошее, грустит, когда хочет обратить на себя внимание. Движения ребенка в основном скованны, не уверены, отсутствует точность их выполнения. Ребенок плохо видит, это мешает процессу формирования пространственной ориентировки и координации движений.

Результаты изучения психических функций следующие:

Узнает на ощупь геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Может сравнивать предметы только по размеру «большой – маленький». Другими сравнительными операциями пока не владеет. Навык количественного счета слабо автоматизирован, автоматически считает до 5, не соотносит количество с цифрой.

Пространственные представления на стадии формирования, ребенком не усвоены основные временные понятия. Целостность восприятия нарушена, целостность образа до сборки не узнается ребенком.

Способность к обобщению развиты недостаточно, затруднено нахождение сходства по внешним признакам на ощупь, ребенок усвоил наиболее употребляемые понятия. Словарный запас слов ограничен. Память имеет только на слух. Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания. Задания на переключение и распределение внимания выполняет очень медленно, допускает ошибки. Внимание поверхностное. Сенсомоторные навыки слабо развиты. Манипулятивная функция рук ограничена – наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушена координация и точность движений, тонус мышц в норме. Ведущая рука – правая.

Заключение - уровень актуального развития не соответствует возрастной норме.

Результаты дефектологического обследования:

1. зрительное восприятие: средний уровень

восприятие цвета различает;

восприятие формы осязательным способом различает геометрические фигуры и геометрические тела, с помощью направляющих вопросов и инструкций соотносит форму предметов с геометрическим эталоном в ближайшем окружении, не находит предметы заданной формы;

восприятие величины с помощью направляющих вопросов и инструкций обозначает предметы заданной величины, осязательным способом сопоставляет предметы по величине

2. ориентировка: средний уровень

ориентировка на себе самостоятельно ориентируется на себе, на кукле с помощью;

ориентировка в пространстве с помощью направляющих вопросов и инструкций, на основе сохранных анализаторов.

ориентировка в микропространстве с помощью направляющих вопросов и инструкций, после показа и объяснений и на основе тактильной чувствительности.

моделирование пространства и ориентировка по плану, схеме с помощью направляющих вопросов и словесных инструкций пространственные отношения двух предметов, по схеме не ориентируется.

3. социально-бытовая ориентировка средний уровень

представления о себе, окружающих людях самостоятельно

ориентированность в окружающем мире с помощью направляющих вопросов и инструкций по памяти

владение навыками социального поведения с помощью направляющих вопросов и инструкций, после демонстрации.

4. осязание и мелкая моторика: средний уровень

самостоятельно выполняет хаотичные действия одной рукой или двумя, нет точной силы мелкой мускулатуры, не всегда точно узнает предметы ближайшего окружения, слабо владеет карандашом, не владеет ножницами.

Рекомендации специалистов:

Врач: Наблюдение и лечение онколога, невролога, окулиста, психиатра с согласия мамы.

Педагог - психолог: Продолжать стимулировать различные анализаторы по потенциальным возможностям ребенка, обучать совместным действиям со взрослым в предметно – игровой деятельности; развивать познавательную деятельность.

Учитель – дефектолог: Расширять запас знаний и представлений об окружающем. Развивать графомоторные навыки. Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи.

Учитель – логопед: Развивать навыки понимания обращенной речи, выполнения словесных инструкций. Стимулировать речевую активность. Расширять пассивный словарь, формировать активный словарь по потенциальным возможностям.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: развивать представления об окружающем на основе чувственного опыта с опорой на сохранные анализаторы.

Задачи:

• Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

• Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса сенсорных и предметных представлений об окружающем, овладение способами восприятия);

• Формирование сенсорных и предметных представлений об окружающем с опорой на психические процессы (речь, мышление, память, внимание и др.);

• Развитие движений (формирование правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

• Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование умения ориентироваться в окружающей обстановке применяя обобщенные способы действия с предметами).

В соответствии с выделенными задачами и условиями обучения выделяем следующие разделы:

• Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению.

• Развитие представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.

• Ориентировка на своем теле, телах близких людей.

• Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

• Обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности.

II Содержательный раздел

2.1. Специфика образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Цель: формирование представлений о способах зрительного восприятия предметов и активизации зрительных контактов за счет использования оптических средств коррекции и коррекционно-компенсаторных средств упорядоченного анализа и синтеза признаков предметов.

№ раздел Программное содержание

1 Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство Овладение сенсорными эталонами:

- форма;

- величина.

Узнавание с помощью осязания предметов, изготовленных из различных материалов:

а) ткани;

б) металла;

в) дерева;

г) стекла;

д) пластмассы;

е) бумаги.

Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических форм:

а) квадрат;

б) прямоугольник;

в) овал;

г) круг;

д) треугольник.

Развивать активный словарь по темам.

Упражнения на развитие памяти и внимания

Называние предметов по памяти.

Называние количества ударов в ладоши, ударов карандашом о стол.

Повторение ритмического рисунка палочкой о стол.

Повтор упражнений за педагогом.

Определение количества прикасаний к ребёнку с закрытыми глазами.

Упражнения на различение формы

Классификация фигур по форме. Подбор фигур по памяти.

Складывание пирамидки.

Конструирование из кубиков.

Различение геометрических фигур по форме, величине.

2 Ориентировка на своем теле, телах близких людей Ориентировка на своём теле, телах близких людей:

1. Узнавание частей тела, называние, показ;

2. Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий:

а) От себя:

- слева;

- справа;

- вверху – внизу;

- между;

- над, под;

- в один ряд, в два ряда.

б). От предмета:

- слева;

- справа и т. д.

Ориентировка на плоскости листа:

- верх – низ;

- слева – справа;

- раскладывание предметов по порядку слева направо;

- рисование в направлении сверху вниз.

Ориентировка на плоскости стола:

- расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем – по углам);

- умение обращаться с предметами быта (сервировка стола, действия с посудой и т. д.).

3 Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Продолжать обучать ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия ( расположение комнат в доме: кухня, зал, спальня, лестница, коридор).

Развитие осязательного пространства.

Развивать умения распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер в комнате, кафельный пол в туалете, линолеум на кухне); соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями («Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в ней делают).

Развивать умение локализовать неподвижный и перемещающийся источник звука в свободном пространстве, оценивать удалённость звучащего предмета (понятие «далеко – близко», «ближе – дальше»).

Закреплять умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

Различать временные понятия «утро – день», «вечер – ночь» и уметь соотносить свои действия со временем суток.

4 Развитие мелкой и общей моторики.

Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности: к рисованию - взрослый рисует красками, при этом поначалу можно брать краску рукой (затем кисточкой) : снежинки,

падающие на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежика и т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого: «Вот они снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т. д. ; давать пробовать выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

К лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок;

К конструированию - взрослый строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их; взрослый строит из конст. «Лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

Формирование предметной деятельности:

учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; ударять молоточком по шарикам; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики; играть деревянными ложками; играть на барабане, учить выполнять предметно-игровые действия: прокатывать шарики, мячики через ворота; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; подражать действиям взрослого; снимать колечки с пирамидки и надевать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или мишка идет «топ-топ».

Упражнения на развитие моторики

Упражнения для рук.

Упражнения для пальцев рук.

Работа с пластилином.

Работа с мелкими предметами.

Проведение прямых, ломаных линий пальцем.

Обучение штриховке во внутреннем трафарете с использованием различной техники (слева направо, сверху вниз, по кругу).

Упражнения на движения.

Пальчиковая гимнастика.

5 Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению Развитие мелкой моторики:

-формировать захватывающие движения ладонью, пальцами;

-развить умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту и игрушками,

тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев.

-учить самоконтролю производимых движений;

расширение движений руки в разных направлениях по заданию педагога;

-дифференцировка движений левой и правой руки при осуществлении действий с предметами: правая – ведущая, левая – контролирующая;

-развитие совместных действий всех пальцев кисти руки и сохранение заданного направления движения при нахождении предмета на плоскости.

Развитие осязательного восприятия:

-формировать способы активного осязания (передвигаться ощупывать руками)

умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, по характеру поверхности материала;

-формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым, кистевым и ладонным способами, упражнять прослеживающую функцию руки, координацию рук, развивать тонкую моторику пальцев.

-обучать чтению простых рельефных рисунков, планов и схем.

Развитие слухового восприятия.

-развивать умения локализовывать направления по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве);

-оценивать удаленность звучащего предмета, узнавать на звук некоторые действия, совершаемые человеком;

-учить узнавать предметы по звукам, сопровождающим действия с ними;

-формировать умение различать по голосам окружающих людей, узнавать голоса животных;

-определять по голосу эмоциональное состояние близких людей, определять звуки природы, городских шумов.

Развитие обонятельного восприятия.

-подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи;

-знакомить с запахами встречающиеся в быту и окружающем пространстве;

-знакомить ребенка с некоторыми запахами и учить локализовать их.

Индивидуальную коррекционную работу учитель – дефектолог и воспитатель осуществляют в ДОУ. В повседневной жизни ребенка родители закрепляют навыки самообслуживания, умение вступать в контакт с детьми и взрослыми.

Специальные методы и приемы обучения и воспитания:

Методы Формы способы

Репродуктивный (словесные методы) беседа, объяснение, рассказ, чтение

Практические методы исследование, экспериментирование, практическая деятельность

Игровые дидактические игры, игровые упражнения, игровые

приёмы и др.

Сенсомоторные методы

Обследование

- восприятие целостного облика;

- выделение главных частей;

- определение пространственного взаимоположения частей;

- выделение мелких частей;

- повторное целостное восприятие.

Сравнение путем:

- сопоставления;

- наложения;

- ощупывания;

- группировки;

- выполнение планомерных действий

Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов.

-демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);

-аудийные (для слухового восприятия,

-естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

-реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В ходе преподнесения, обобщения и закрепления учебного материала ребенку показываются приемы осязательного обследования предметов и рисунков, способы работы с дидактическим материалом, постоянно оказывается индивидуальная помощь при ориентировке в альбоме, при воспроизведении движений и действий в игре, при инсценировке прочитанных произведений.

Приемы:

• использование сохранных анализаторов;

• использование наглядности;

• поэтапное, пооперационное выполнение действий;

• совместно-разделенное выполнение действий ;

• оречевление своих действий взрослым и ребенком (соотнесение слова и образа, для наполнения речи предметным содержанием);

• дозировка в преподнесении материала;

• индивидуальный и дифференцированный подход.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

Перечень пособий:

1. фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы;

2. наклонные подставки, указки, фоны;

3. пособия по развитию зрительного восприятия (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т. д.);

4. пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, раз-

резные картинки, настольные дидактические игры и т. д.);

5. пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки,

игры и т. д.);

6. пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств

общения ребенка;

7. пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего

мира (набор звуковых игрушек, разные поверхности, бытовые запахи и т. д.)

2.3. КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

Основные направления работы с ребенком с ОВЗ являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные занятия).

3. Консультативная работа с родителями.

4. Организационная работа.

Диагностическая работа включает:

• раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей в обучении;

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

• изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанника;

• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;

• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

• анализ успешности коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно - развивающая работа включает:

• выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• коррекцию и развитие высших психических функций;

• развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ОВЗ единых для всех участников образовательного процесса;

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

• консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно– просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности: индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации. Они направленны на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным представителям, педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Организационная работа это создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями.

2.3.1Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ

Этапы Основное содержание Результат

Организационный Исходная психолого-педагогическая и дефектологическая диагностика детей с нарушением зрения.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Составление программ групповой (подгрупповой, индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ

Основной Решение задач, заложенных в групповых (подгрупповых, индивидуальных коррекционных программах.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Достижение определенного положительного эффекта у ребенка с ОВЗ

Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с ребенком.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Космос» в группе компенсирующей направленностиФотоотчет «Космос» в группе компенсирующей направленности Группа компенсирующей направленности. Всю неделю с детьми проходили беседы о космосе. Показано фильмов, чтение книг, иллюстраций. Все дети.

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

Нейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленностиНейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленности Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.

Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики". 2. Проблемное поле проекта: Детям трудно.

Проект «Наш любимый детский сад» (группа компенсирующей направленности)Проект «Наш любимый детский сад» (группа компенсирующей направленности) Вид проекта: информационно- практико-ориентированный, групповой, краткосрочный. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Эпиграф.

Проект «Перелетные птицы» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Перелетные птицы» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект "Перелетные птицы" в старшей группе компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: Очень важно понимать взаимосвязь.

Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Познакомьтесь - это Я!» старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К сожалению,.

Проект «Путешествие в мир насекомых» для группы компенсирующей направленности Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели. Актуальность проекта: .

Проект старшей группы компенсирующей направленности «Синичка-невеличка»Проект старшей группы компенсирующей направленности «Синичка-невеличка» 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на приобщение детей и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц»,.

Проект старшей группы компенсирующей направленности «Театральная карусель»Проект старшей группы компенсирующей направленности «Театральная карусель» 2. Проблемное поле проекта. Театрализация является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Наш проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
АОП компенсирующей направленности для ребёнка с ОВЗ
Опубликовано: 9 марта 2023 в 10:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД