Лучший педагог года

Аппликация как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

Иванова Алина Алексеевна
Аппликация как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

Работая с детьми нескольких лет, обратила внимание на то, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

Публикация «Аппликация как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу таких авторов как, И. А. Черкасова, Г. И. Пищикова, И. В. Новикова, И. А. Лыкова, Г. И. Давыдова, А. И. Малышева, И. В. Дубровской.

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник на занятиях аппликацией.

Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:

Развитие мелкой моторики, эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества детей.

• Привлечение детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать красивые работы.

Воспитание уважительного отношения к труду

Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него мелкой моторики, творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Во время работы знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.

В ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации :

Желательно, используя новые и довольно интересные педагогические технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные техники работы. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов работ является универсальность их использования.

Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань). Ребята делают и отдельные силуэты, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла, пример – аппликация «Цыплята», «Фрукты».

Увлекательная работа получилась с использованием макарон. Начали мы наше знакомство с аппликацией из макаронных изделий с того, что рассмотрели разные виды, я рассказала о том, как можно их использовать, причем как выяснилось, дети предоставляли макаронные изделия только – как то, что можно кушать. Но когда мы показали работу, сделанную мною из макарон, их восторгу и удивлению не было предела.

В заключение мне хотелось бы немного познакомить вас с теми техниками, которые мы с ребятами уже освоили.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, тополиного пуха — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Аппликации из ваты, ватных дисков.

С помощью аппликаций из ваты можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить облака – простор для фантазии

весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из конфетти

Аппликация из конфетти – увлекательный вид творчества, в котором можно изобразить любые предметы, сюжеты. Конфетти делаются из красивой цветной бумаги дыроколом.

Аппликация из крупы, макаронных изделий.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. С крупой, семечками, макаронными изделиями можно создавать разные поделки с малышами. Также их можно раскрашивать в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ниток

Темами изображений из ниток может быть все, что угодно: природа, звери, птицы, цветы, времена года и многое другое. Работы получаются довольно необычными и оригинальными. Благодаря ниткам, картинки становятся пушистыми и мягкими, чем очень привлекают внимание детей. Аппликации из ниток на картоне различают не только по тематике изображений, но и по способу выполнения. Такие аппликации могут быть сделаны из скрученных, нарезанных ниток или же можно просто обводить рисунок по контуру, или же заполнять его прядями.

Аппликация из ткани

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне куски ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. В данном случае, мы с детьми прокладываем просто мозаику из квадратиков ткани, т к. учитываем возрастные особенности.

Аппликация из опилок карандашей.

Удивительно интересные и податливые материал — опилки. Они окрашиваются любыми водными красителями; хорошо смачиваются клеем и «связываются» с различными основами

Аппликация из песка.

Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

Работу по ознакомлению с нетрадиционной техникой аппликации мы и в дальнейшем планируем продолжать. В будущем планирую ознакомить детей с такими методами, как: оригами, обрывная аппликация, складывание гармошкой, аппликация из пластилина, пуговиц, из декоративных камней и ракушек, аппликации из пайеток, квиллинг, торцевание и многое другое. Существует множество материалов, которые можем использовать для аппликации. Даже и яичная скорлупа, чай, кофе, стразы и т. д. идут в дело! Просто нужно использовать свою фантазию и смекалку.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей.

Здесь не присутствует слово «Нельзя», можно использовать всё и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Список информационных источников.

1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.

2. Ершова, А. П. Искусство в жизни детей/.-М. :Просвещение,1991.

3. Кащенко В. П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.

4. Петрушкина С. В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа. -2004.-№5.-с. 36-37.

Публикации по теме:

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 13:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД