Открытый урок для преподавателей «Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора»

Елена Лукиных
Открытый урок для преподавателей «Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора»

Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора.

открытый урок для преподавателей методического объединения

Домодедовского городского округа

преподаватель : Лукиных Елена Викторовна

Константиновская ДМШ

класс Синтезатора.

Цель: Дать понятие «аранжировки», ее видов и способов создания.

Задача: Показать основные этапы работы над аранжировкой в классе синтезатора на примерах произведений классического направления.

Тип урока:

Методы ведения урока: объяснительно – иллюстративный (объяснение, рассказ, показ).

План урока:

1. Введение:

- новые возможности клавишных синтезаторов (разнообразие тембров, встроенных аранжировок и их коррекции и др).

- необходимый ряд возможностей синтезатора для создания аранжировок.

2. Понятие «Аранжировка», методы работы по созданию аранжировок.

3. Типы аранжировок. Работа с нотным материалом.

4. Этапы работы над разными видами аранжировок на синтезаторе:

- аранжировка произведения с сопровождением,

- аранжировка произведения без сопровождения,

- аранжировка произведения с частичным сопровождением.

Наступление электронного века внесло коррективы и яркие инновационные тенденции в начальное музыкальное образование. Это, прежде всего, появление классов синтезатора и их успешное развитие.

С появлением синтезатора стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов. Синтезатор – с одной стороны, клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны – это инструмент, имеющий в электронной базе большое количество тембров и встроенных аранжировок, возможности их коррекции, сохранения, запись на цифровые носители.

Развитию электронного музыкального творчества в ДМШ и ДШИ созвучны новые методические требования. Несмотря на трудности, «электронное» направление получает научно-методологическую основу, практические разработки для педагогов, нотно-музыкальный материал. Цифровые инструменты по многим параметрам и признакам отличаются от акустических «родственников».

Отношение коллег в педагогических коллективах к новому музыкальному предмету изменилось радикально: от неприязненного до самого доброжелательного. Сегодня, можно констатировать: классы синтезаторов уважают, но и требования к ним растут. Коллеги ждут ярких аранжировок, тех больших эффектов, на которые способна современная электроника

Педагогам бывает нелегко подобрать пьесы на экзамен или на прослушивание, особенно когда нужно пройти на концерт или конкурс. Часто для таких больших выступлений выбираются произведения на 1 – 2 класса выше или совсем не относящиеся к программе ДМШ, имеющие оркестровые оригиналы и фортепианные переложения. Для участия синтезатора в концертах необходимы качественные обработки и развёрнутые композиции.

Тем, кто ожидает от синтезатора большого эффекта, но не знаком с ним близко, трудно объяснить, насколько эффектная, развёрнутая композиция, сама возможность её создания, зависит от устройства синтезатора.

Необходимый ряд возможностей синтезатора для создания аранжировок

- Наличие способности озвучивать все аккорды авто - аккомпанемента без упрощения

- Наличие достаточного объёма пользовательской памяти в виде регистрационного банка

- Наличие возможности раздела мелодической части клавиатуры на два голоса для создания перекличек тембров (функция «Split Voice: L, R», т. е. голоса левой - правой части клавиатуры).

- Наличие возможности программирования ножной педали на определённую последовательность переключения ячеек регистрационной памяти, что позволяет исполнять сложные композиции, не отрываясь на переключение этих кнопок.

- Наличие возможности внесения любых изменений на каналах авто - аккомпанемента («User Style») и возможности использования дополнительных стилей с внешнего носителя, если подходящий стиль отсутствует в банке фабричных стилей синтезатора (порт для USB-флэши или слот для карты памяти

- Наличие подходящих нотно-музыкальных источников для создания аранжировок (Существующие педагогические пособия для синтезатора достаточно разноплановые, как в методах, так и в общих требованиях. Некоторые сборники представляют собой самоучитель, где репертуар может задействовать только определённый режим игры. Методические рекомендации в таких пособиях не всегда учитывают многих тонкостей синтезатора, либо наоборот учитывают определённую модель, теряя универсальность курса обучения. Каждый автор находит в синтезаторе что-то своё. Поскольку синтезаторы меняются, обновляются, всё-таки, важнее знать основной принцип, ключ который поможет быстро разбираться, находить нужные функции, понимать их художественные возможности).

Аранжировка. Методы работы по созданию аранжировок.

Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка". В советской методике под ним подразумевалось переложение готовой музыки на другой исполнительский состав, например, с фортепиано на четырехголосный хор, с вокального дуэта - на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в музыкальном училище начинается предмет инструментовки, студенты начинают путаться - чем же аранжировка от инструментовки отличается. Другая трактовка - варьирование, т. е. примерно те же изменения, как при сочинении вариаций: изменения темпов, ритмов, размеров, стилевых окрасок. При этом частенько вносятся существенные изменения в авторскую мелодию. Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу - но все-таки остается аранжировкой, потому что сохранен образ, мысль, эмоция - словом, нечто уникальное для данного сочинения.

Аранжировка - это любое переосмысление или переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости оригинала.

Аранжировка – один из главных аспектов творческой деятельности в классе синтезатора. Если на детских, учебных инструментах, которые часто приобретают родители для обучения детей, художественно полноценная аранжировка просто невозможна, то в классе педагог не может мириться с такими негативными моментами, как убогая, упрощённая гармония, отсутствие пауз в машинообразном авто - аккомпанементе, отсутствие контрастных перекличек тембров.

Если на акустических инструментах тонкости исполнения определяются звукоизвлечением, точнее умение слушать себя и находить объёмность звука, то тонкости исполнения на синтезаторе затрагивают знание, как получить нужное тембровое звучание. Учащийся не просто находит музыкальный образ, но и должен ясно осознать, какими средствами тот был достигнут. Новые детали, художественные находки будь-то необычный тембр, стереоэффекты, помогают укрепить навыки самостоятельной работы в звуковом воплощении нотного текста.

Создание вариантных аранжировок и выбор удачных, стимулирует учащихся услышать в многообразии звуков верное решение. Метод сравнение реализуется когда, одно произведение самостоятельно аранжировали несколько учащихся. Одна из форм проверки, исполнить свой вариант другому учащемуся, который в свою очередь при внимательном прослушивании определяет тембры и устно оценивает аранжировку. Такой вид «проверки» - выносить на суд зрителей свой «результат», носит мотивационных характер. Он так же наталкивает на рассуждения, самостоятельное обнаружение ошибок. Многими педагогами подтверждён метод наглядно-иллюстративной работы. В различных практических формах работы нужно сохранить прямое соучастие ученика, не превращая его в слушателя лекций по аранжировки. Только тогда он ощутит свой творческий потенциал, не теряя интерес к овладению искусством аранжировки. Данный вид работы активно задействует эмоциональное представление учащихся.

Попутно педагог помогает анализировать интонационное развитие, фактурное изложение, смену разделов музыкальной формы, динамическое развитие. Одна из главных задач для педагога – привить ученику творческое, а не формальное отношение к составлению и прочтению аранжировки. Недооценка зачастую приводит к случайному выбору тембров и сопровождения, потери интереса к творческой деятельности. В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания, мобилизуют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы.

Типы аранжировок. Работа с нотным материалом.

Аранжировки для синтезатора можно разделить на две категории: с применением сопровождения (полностью или частично) и без него. Если присутствует сопровождение, необходимо продумать вопрос внесение дополнительных автоматических функций к живому исполнению. При этом сохранить естественное дыхание и прозрачность фактуры.

При работе с классическими произведениями необходимо осознавать, какая нотная литература доступна. Много проблем возникает при работе с переложениями больших симфонических произведений или клавирами. Задачи концертного исполнения партий в оперных ариях, сценах и инструментальных концертах во многом отличаются от аналогичных задач аккомпанемента в романсах и камерных инструментальных пьесах. Естественно, что фортепианный аккомпанемент в фортепианных произведениях создается с учетом особенностей инструмента и обладает более или менее приемлемыми пианистическими качествами: удобством фактуры, регистровой красочностью, свойственной именно роялю, ясными задачами педализации и т. д., что значительно облегчает задачу аккомпаниатора.

В отличие от этого, фортепианная партия клавира является произведением хотя и предназначенным для фортепиано, но по сути своей — переложением, то есть одним из вариантов воплощения на фортепиано музыки, первоначально написанной для оркестра.

Не подлежит сомнению, что подавляющее большинство композиторов считало фортепиано единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой партитуры. Композиторы, создавшие превосходные оркестровые партитуры, в работе над клавиром зачастую не учитывали технических удобств пианиста, перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями, затрудняющими естественное и непосредственное исполнение фортепианной партии клавира. Пианистам приходится упрощать эту фактуру, делая ее удобнее для исполнения и при этом сознательно жертвуя некоторыми элементами музыки.

И хотя во многих доступных нам нотах оркестровая партия написана в переложении для фортепиано, надо помнить, что в идеале мы должны воссоздать симфонический оркестр с его многоголосием и разнообразием тембров. Ученик должен стремиться представить реальное тембровое звучание оркестра. Он один управляет большим количеством разнообразных инструментов. В симфоническом или камерном произведениях партии написаны часто для взрослых исполнителей, поэтому зачастую от ученика требуется больше понимания оркестровых задач и максимум виртуозности.

При составлении аранжировок симфонических произведений необходимо руководствоваться прослушанными оригиналами.

Этапы работы над разными видами аранжировок.

Переходя непосредственно к работе с произведением, изучаем его, какой вариант оформления нам подойдет. При создании инструментовки старинных произведений, необходимо четко представлять конечный итог. Здесь возможны варианты: либо произведение инструментуется непосредственно в соответствии с правилами своего времени, либо возможно обращение к возможностям самого инструмента и создание современной композиции на основе заложенных стилей и прописанных мульти-панелей. Для этого необходимо проанализировать:

- характер произведения для выбора варианта обработки,

- форму для сохранения настроек в регистрационном банке,

- фактуру для разделения голосов, которые в дальнейшем будут использоваться в стиле и в мульти – панели,

- мелодический диапазон голосов,

- продумать инструментовку; можно выбрать один из условных видов инструментовки: «классическая» - используя тембры инструментов классического камерного ансамбля (оркестра, «оригинальная» - используя синтетические тембры, «смешанная» - сочетание первых двух видов инструментовки,

- отредактировать имеющиеся стили синтезатора или записать новый,

- выставить звукорежиссерские параметры

Если есть в фактуре повторяющиеся детали, вполне может подойти аранжировка с авто-аккомпанементом. Часто такой способ бывает более простым. Тогда, всю ритмическую и басовую организацию выписываем в ячейки стиля, транспонируя в C-dur. Затем подписываем аккордовую цепочку, и стиль уже можно исполнять. Более того, он может подойти к похожим по стилю классическим произведениям. Для более максимальной озвучки произведения, вписываем подголоски в мульти-мидийные вставки. Исполняем произведение в режиме авто-аккомпанемента с использованием мульти-панели.

- С. Рахманинов. Итальянская полька.

В этом произведении была поставлена задача создать аранжировку с использованием авто-аккомпанемента, так как партия Л. р. в фортепианном изложении состоит из чередования баса и аккорда. Для подобного сопровождения из банка имеющихся стилей выбран «Ваnda Polka» и произведена коррекция стиля:

BANK I

П. р. - ксилофон + дж. виброфон; Л. р. – стиль;

BANK II

П. р. - дж. виброфон + «фантазия»

при повторном проведении темы необходимо вводить изменения в инструментальный состав, что бы избежать однообразия и статичности, тембр «фантазия» помог придать объем звучанию, оживил исполнение. Л. р. – стиль;

BANK III

П. р. - флейта пикколо + дж. виброфон

эти тембры способствовали созданию уличного колорита, где могли звучать такие инструменты, как шарманка, получившая широкое распространение в XIX веке. Л. р. – стиль;

BANK IV

П. р. - труба + «миллениум»

здесь обращаемся к тембрам военного духового оркестра, использующего в своем составе сочетание трубы с треугольником. В данном лучае треугольник использовать невозможно, его необходимо было бы вписывать в мульти – педаль, а звуковысотность тембра «милленум» по сравнению с трубой практически не слышна, зато хорошо слышен легкий звоночек. Л. р. – пауза в исполнении стиля, для «раскачивающегося» начала мелодии;

BANK V

П. р. - те же настройки, что и в 4 банке, а в Л. р. – же со стилем;

BANK I и BANK II - в обратной последовательности использованы для исполнения репризы 1 части. Такое «зеркальное» исполнение 1 и 3 частей способствует достижению цельности всего произведения.

Если в произведении сложно выявить повторяющиеся периоды и стиль не удается прописать, тогда необходимо изучить произведение по голосам и определить, какие из голосов наиболее реально исполнять, а какие вписать в мульти-панель. Такая аранжировка позволяет максимальную приближенность к стилю (эпохе) исполняемого произведения и называется аутентичной. Для лучшего воссоздания образа эпохи необходимы элементарные знания истории музыки данного периода, особенности музыкального стиля композитора. Это в большей степени относится к инструментовке. Далее необходимо определить, какой инструментальный состав подойдет для создания аутентичной аранжировки: камерный ансамбль или симфонический оркестр. В любом случае для работы с таким вариантом озвучки произведения необходимы знания по инструментовке и сочетаемости тембров.

- Марпург. Менуэт G – dur

В данном произведении показана аранжировка, воссоздающая камерного оркестра. Камерный оркестр — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов. В нашем случае: солирующий клависин, струнные, флейта, гобой.

BANK I (BANK II).

П. р. – солирующий клавесин – верхний голос*,

Л. Р. – виолончель – басовый голос*.

М/р – гобой, синтезированные струнные – средние голоса*.

BANK III (BANK IV) – для репризы 1 части произведения.

П. р. – Grand- клавесин – верхний голос*,

Л. Р. – виолончель – басовый голос.

М/р – гобой, синтезированные струнные – средние голоса.

BANK V.

П. р. – классич. флейта + пикколо – верхний голос,

Л. Р. – виолончель – басовый голос.

М/р – флейта – средний голос.

BANK V I.

П. р. – солирующий Grand- клавесин – верхний голос,

Л. Р. – виолончель – басовый голос.

М/р – классич. флейта, гобой, синтезированные струнные – средние голоса.

Воспроизведение оркестрового звучания - самый сложный вид аранжировки. Надо не только знать и уметь использовать оркестровые тембры, необходимо научиться выстраивать звуковой баланс, правильно использовать группу шумовых тембров, чувствовать метроритм, но избежать статики в записи мульти - панели (стиле) и в исполнении. Для создания оркестрового звучания необходимо воспользоваться всеми доступными средствами, имеющимися в данной модели синтезатора: мульти - панель, авто-аккомпанемент, разделение и удвоение тембров, панорамирование, рагистрационный банк и т. д.

- И. Штраус. Полька – пиццикато.

В Польке-пиццикато фактура позволила создать аранжировку с частичным сопровождением и широким использованием мульти – панели.

BANK I (вступление)

П. р. - верхний голос - ксилофон + муз. шкатулка;

М/р - средний голос и бас - флейта, тутти,

тарелка В из ударного ряда;

BANK II (1 часть)

П. р. - верхний голос - ксилофон + виброфон*;

Л. р. - бас - струнные пиццикато*;

М/р - средние голоса - валторна + флейта*

BANK III (3 – 4 – 3- банки являются серединой 1 части)

П. р. - верхний голос - Маркато струнные + классическая флейта;

М/р - бас и средний голос - тутти;

BANK IV - контрастный к предыдущему эпизод, характеризующийся более легкой озвучкой

П. р. - верхний голос - ксилофон + муз. шкатулка;

Л. р. - бас - струнные пиццикато;

BANK III - возвращение к оркестровой фактуре

BANK II - является репризой начала 1 части, ее смысловое заключение

Аранжировка та же.

BANK V (а так же VI, VII, VIII) - 2 часть Польки - пиццикато (трио)*

П. р. - верхний голос - флейта пикколо;

М/р - подголосок к верхнему голосу – классич. флейта, использующийся в 6 банке включается заранее, в 4 такте, на паузе;

Для Л. р. во всех 4 банках специально создан стиль для исполнения с помощью аккордов авто – аккомпанемента;

BANK VI

П. р. - верхн. голос – классическая флейта + синт. струнные +

эффект «Эхо» (терция);

Л. р. – стиль; М/р - заранее включен в 5 банке;

BANK V и BANK VI - повторное проведение 1й половины 2 части

BANK VII

П. р. - оркестровая флейта (в сочетании со скрипкой);

Л. р. - стиль; М/р - из 5 банка;

BANK VIII

П. р. - верхн. голос - ксилофон + «муз. шкатулка»;

Л. р. - классическая флейта (при отключенном стиле);

М/р - из 5 банка;

BANK VII и BANK VIII - повторное проведение 2й половины 2 части

BANK I, II, III, IV, III, II - реприза 1 части до знака «фонарь» ()

BANK I - Кода всего произведения

П. р. - верхний голос - ксилофон + «муз. шкатулка»;

Л. р. - специально записанное окончание в стиле (ENDING);

М/р - средние голоса - классическая флейта + синт. струнные.

Стиль для Польки – пиццикато составлен из 2х вариаций (А и В). В вариации А использованы: струнные пиццикато для баса, арфа, треугольник. В вариации В: так же пиццикато струнных для баса, арфа, бубен. В окончании используется тот же набор инструментов.

Применение шумов и звукоподражательных тембров освежает аранжировку и подчёркивает программный характер произведения. Еще более живым исполнение делает использование функции панорамирование, с помощью которой достигается более объемное звучание.

Сложность и основная проблема переложения на синтезатор состоит в том, что Человек гораздо тоньше воспринимает музыку, чем всякая на сегодняшний день программа, и уж она точно не сможет увидеть, где нужно играть слабую долю, как выстраивать фразировку, потому что универсального закона по сути нет, а программы работают именно по универсальным закономерностям. Именно некомпетентность и плохие варианты аранжировки опасны для юных музыкантов: такая музыка соседствует, к сожалению, на равных правах с "живым" исполнением и при всех ее существенных недостатках, может дойти до того, что слушатель неверно отдаст предпочтение, выбирая между музыкой "живой" и "синтетической". Ведь музыку надо так же учиться слушать, как и учиться читать стихи.

Публикации по теме:

Открытый урок. Музыкально-ритмическое занятие в 1 классе в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в условиях ФГОС Технологическая карта урока Фронтальное занятие: Музыкально-ритмическое занятие. Тип урока: изучение нового материала Класс: 1 А класс.

Открытый урок по речевому развитию Конспект открытого занятия в 1 младшей группе по развитию речи по средствам развития мелкой моторики рук по теме «Весна пришла» Цель занятия:.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО» МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие» Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках.

Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе.

Открытый урок в 7 классе по теме «Обобщение по теме «Причастие» Ф. И. О. автора: Грисман Татьяна Николаевна Место работы: МБОУ Вороновская ООШ Должность: учитель русского языка и литературы Предмет: русский.

Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт. Работа с лексикой» Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт» (работа с лексикой) УМК: М. З. Биболетова Место урока в учебном плане: Lesson 2, Unite.

Урок математики в 3 классе. «Урок повторения и самоконтроля» УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «УРОК ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ» УЧИТЕЛЬ СЛОЖЕНИКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА Цель урока:находить.

Урок в 7 классе по теме: «What do you do in your free time?» УМК В. П. Кузовлев Урок открытия нового знания Видео Технологическая карта урока английского языка Lesson 1, Unite 8 (1-й урок из цикла 8 “How do you spend your free time?”) Учитель: Плетнева.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Открытый урок для преподавателей «Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 00:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 апреля. День пасхальных открыток на МААМ

Виды пробуждающейся весенней природы, куличи, крашеные яйца и зажженные свечи украшают сегодняшние пасхальные открытки. А как все начиналось? Откуда пришло к нам «открытое письмо» — прародитель...

26 апреля. День Спасской башни на МААМ

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская...

Пластилиновая аппликация в подготовительной группе «Пришла весна — и все цветет»
В свое время любое растенье бывает невестой. Этот красивый наряд примеряет природа весной. Каждому цветению отмеряно свое время. Нарядный, прекрасный миг...
«Передник — элемент русского костюма». Конспект занятия для учащихся 1–2 класса
Тема: "Передник- элемент русского костюма" 2 часа. Цель:Познакомить учащихся с историей возникновения в русском костюме - передника, научить выполнять...
Фотозарисовка «Цветущие пни в огороде»
Стало популярным в последнее время из пней делать красивые клумбы. Если после расчистки садового участка у вас остались старые пни, то не спешите их...