Татьяна Сенцова
Арт-терапевтический сеанс с элементами кукольного театра для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр – эффективное и корректное средство сближения людей. Особенно это важно в работе с детьми – инвалидами.
Занятия в кукольном театре дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Кукольный театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, слух, речевую активность, двигательную координацию, мышление, память, воображение).
Публикация «Арт-терапевтический сеанс с элементами кукольного театра для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Участвуя в театрализованных играх, «особые дети» знакомятся с окружающим миром.
Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.
Кукольный театр» - это оказание реабилитационной помощи детям с ограниченными умственными и физическими возможностями, это дальнейшее развитие каждого ребенка, это интеграция детей в общество, это реализация гражданских и социальных прав детей-инвалидов. Это воспитание терпимого, милосердного отношения здоровых сверстников к детям с ограниченными возможностями.
Вся работа кукольного театра в целом направлена
на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:
• разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки;
• развитие слухо - моторной координации (согласованное движения и речи);
• развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
• развитие пространственно-временной координации;
• развитие артикулярного аппарата;
• развитие коммуникативной сферы;
• эмоциональное развитие.
Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря которой осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение.
Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.
Занятия в кукольном театре дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности – он более уверенно чувствует себя в работе за компьютером, улучшается почерк.
Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию психомоторных функций, но также на развитие психоэмоциональной сферы ребенка. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В арт - терапевтическом процессе дети-инвалиды учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости.
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой (либо какой-то другой) на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.
Ребёнок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе. Ребёнок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п…
Рёбенок может просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
В куклотерапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Она не провозглашает личностно - ориентированный подход, а является реальным и эффективным способом его воплощения на практике.
Для детей с ограниченными возможностями интеллекта особенно важно создавать ситуацию успеха. Кукольный театр позволяет расширить эту проблему. Надевая на руку куклу и становясь за ширму, ребёнок оказывается в ситуации «защищённого» актё ра: если выступление прошло успешно, он чувствует себя счастливым победителем, если же оно было не совсем удачно, то ребёнок подсознательно перекладывает вину на куклу, которая в нашем случае для этого и предназначена. Таким образом, куклотерапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.