Быкова Елена
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Арт-терапия – это:
знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;
создание позитивного самовосприятия;
обучение выражению своих чувств и эмоций;
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Публикация «Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.
Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир человека.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:
внутри- и межличностные конфликты;
кризисные состояния;
экзистенциальные и возрастные кризисы;
травмы;
потери;
постстрессовые расстройства;
невротические расстройства;
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчество;
осознание и глубокая проработка эмоций;
выход в приемлемой форме неприятных и беспокоящих эмоций;
облегчение боли из прошлого;
открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей;
и другие проблемы
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
развивает и усиливает внимание к чувствам;
усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Виды арт – терапии:
Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. ;
Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
1. Упражнение "Цветок"
Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Инструкция. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить красивый цветов. Попытаться вообразить все до мелочей. Потом открыть глаза и изобразить все, что представлял. Придумать историю про него.
Примечания: если ребёнок сочинил грустную историю или у цветка плохое настроение, то предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
2. Упражнение "Маска"
Цель: развивать пространственное мышление, речь, воображение. Дать возможность попробовать новые роли.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, резинка для крепления маски, ножницы.
Инструкция. Необходимо, чтобы ребёнок представил, что его пригласили на бал-маскарад. Какую маску одеть? Предложить попробовать её сконструировать и придумать историю, которая могла бы случиться на балу с этими масками.
Примечания: не нужно показывать ребёнку образец, можно только помочь с конструкцией. Включиться в игру и проиграть ситуацию в разных вариантах.
3. Упражнение "Каракули"
Цель: развивать воображение, мелкую моторику пук, снять эмоциональное напряжение, умение понимать партнёра без слов.
Материалы: бумага, карандаши.
Инструкция. Дать возможность ребёнку нарисовать линии, какие только захочет. Затем продолжить рисунок ребёнка. Придумать вместе на что похожи каракули. До рисовать недостающие детали.
Примечания: в ходе упражнения вести своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен.
4. Упражнение "Музыкальный калейдоскоп"
Цель: развивать воображение, учить выражать свои эмоции на бумаге.
Материалы: краски, кисточки, записи классической музыки.
Инструкция. Предложить ребёнку нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета так, как почувствует.
5. Упражнение "Ловкие пальчики"
Цель: в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
Материалы: гуашь или пальчиковая краска, лист бумаги.
Инструкция. Предложить малышу по рисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь.
Примечания: не надо давать какое-то определённое задание. Просто позволить раскрепоститься и испытать необычные ощущения.
6. Упражнение " Сырой лист"
Цель: снять напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материал: акварель, кисть, ёмкость с водой, губка.
Инструкция. Попросить ребёнка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
7. Упражнение "Мелки- наперегонки"
Цель: гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материал: мелки, лист картона.
Инструкция. Предложить ребёнку в разном темпе (медленно- быстро) делать штрихи на листе.
8. Упражнение " Лицо"
Цель: познание внутреннего мира ребёнка, проработка темы взаимоотношений с родителями.
Материал: шаблоны с изображением лиц (мужского, женского, детского, краски, кисточки.
Инструкция. Попросить ребёнка раскрасить шаблоны лиц и прокомментировать свою работу.
.Каляки-маляки
Нарисовать полностью абстрактные каляки-маляки, которым потом дать характеристику, найти там пугающие и ресурсные (помогающие) фигуры.
С закрытыми глазами
Рисование, лепка с закрытыми глазами, вкладывая все, что «накипело»
Рисование нерабочей рукой.
Рисование нерабочей рукой или вообще ногой, часто появляется у клиента что-то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли возникают новые образы, зовущие к будущему.
Создание коллажей
Создание коллажей желаний или по другой заданной психологом теме.
Упражнение с цветами.
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
Выберите цвета, которые, по вашему мнению, выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
Упражнение с каракулями.
Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.
Упражнение с чернильными пятнами
Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен Роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.
Упражнение «По сырому»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.
Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.
Упражнение «Набрызгивание»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.
Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.
Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.
Упражнение «Яичная мозаика»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.
Упражнение «Монотипия»
Цель: Развивает творчество, фантазию.
Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги, краски любые, чистая вода, бумага.
Краска пятнами набрызгивается на водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.
Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.
Игра «Двое с одним мелком»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
[т. д. Упражнение «Радуга»
Цель: Развитие эмоционального мира. Развитие навыков коммуникации.
Материал: Ватман, краски, кисти.
Проведение: Детям рассказывается о последовательности цветов радуги. На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т. д.
Упражнение «Групповое рисование по кругу»
Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: Бумага, карандаши.
Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Упражнение «Рисование под музыку»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиокассета Вивальди «Времена года».
Проведение: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.
Лето – красные мазки (ягоды)
Осень – желтые и оранжевые (листья)
Зима – голубые (снег)
Весна – зеленые (листья)
Упражнение «Волшебные краски»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот ваш поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.) Возьмите в руки стакан с мукой, размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, которой вам нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебную страну. Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Готовые работы раскладываются на свободные места, организуя выставку, в это время продолжает играть музыка.
Обсуждение:
Что Вы чувствовали, когда выполняли работу? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «История из жизни цветов»
Цель: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.
Возраст: дошкольный; младший школьный.
Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.
Описание упражнения:
«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»
Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.
«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились… Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!
Жёлтый говорил:
- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:
- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый. - Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили… Спорили и спорили…
Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий….
А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. - Друзья! – обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо!
Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!
И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»
После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать - жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:
«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!
Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»
Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:
- спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
- спросите: из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;
- почему потом они решили больше не ссорится;
- проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;
- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.
Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т. д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.
Упражнение «Карта моего внутреннего мира»
Цель: формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста.
Материалы: бумага разного формата; краски, кисточки;
набор карандашей/фломастеров/мелков; различные географические карты.
Описание упражнения: Покажите ребёнку различные географические карты.
«Перед тобой лежат различные географические карты. Как ты видишь, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди. Хотя когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает.
Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давай с тобой создадим карты нашего внутреннего мира. Они будет похожи на карты, которые мы сегодня рассматривали, только все названия на них будут у нас особенные. Например, «океан любви», или «гора смелости». Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий»
Когда карты будут готовы – устройте по ним «экскурсии» друг для друга.
При просмотре уделите внимание:
- что преобладает на ваших картах: какие чувства, состояния, цветовая гамма;
- какой был выбран «маршрут» продвижения по карте, с какого места началось путешествие и на каком закончилась;
- какие области были оставлены для дальнейших открытий; какие хотелось бы открытия сделать;
- спросите ребёнка, что ему было сложнее всего изобразить, а так же поделитесь и своими трудностями, если таковые были.
- по завершению экскурсии поинтересуйтесь, а всё ли получилось из того, что было запланировано? Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в своей карте, и карте другого? Чем ваши карты похожи, а чем отличаются?
Примечание: Постарайтесь, что бы работа с картами продолжалась и в последующие дни. Пусть для этого они остаются на виду, что бы всегда можно было что-то дополнить, изменить. Будет хорошо, если вы периодически вновь будете проводить «экскурсии» друг для друга и уделять внимание тому, что изменилось в восприятии карты.
Список источников:
1. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. – М. : Когито-Центр, 2006.
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М. : Владос-пресс, 2006.
3. Добряков И., Никольская И., Эйдемиллер Э. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Речь, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб. : Речь, 2003.
5. Келиш Эбби Арт-терапия: неортодоксальный, альтернативный или комплиментарный подход к психотерапии.
6. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб. : Речь, 2007. 8. Копытин А. И. Арт-терапия. Электронная версия // http://webcommunity.ru/941. htm
7. Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного возраста
5. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. С. Пб, «Питер», 2001.
Практические занятия по арт. терапии