Ирина Круцких
Концепция воспитания «Успех ребёнка в познании природы — ниточка, ведущая к счастью»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская концепция на тему :
«Успех ребёнка в познании природы - ниточка,
ведущая к счастью»
Нет иной причины для воспитания
Кроме желания человека быть счастливым.
Н. Е. Щуркова
Наши дети, словно маленькие ангелы, посланные нам с неба. Сохранить их природную чистоту, помочь раскрыть и развить дар уникальных возможностей, наполнить неповторимую страницу детства каждого ребёнка яркими впечатлениями, счастьем - сверхзадача, которая стоит передо мной в работе с детьми. Но в этот период ребёнок является легко ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Основатель детского сада Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, завещал нам нежное обращение с ребенком, поэтому, приобщая детей к общечеловеческим ценностям, очень важно создать не просто условия эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я», но условия, при которых ребёнок испытывает радость, веру в себя, чувство уверенности в окружающем мире.
Публикация «Концепция воспитания „Успех ребёнка в познании природы — ниточка, ведущая к счастью“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного счастливого проживания ребёнком дошкольного детства и всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, через выстраивание равноправных партнёрских отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагог, дети, родители, посредствам разнообразных форм взаимодействия.
Образовательный процесс я строю, опираясь на педагогические идеи Т. И. Алиева, В. Г. Антонова, Т. Д. Доронова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, В. И. Логинова, С. Г. Якобсон и других теоретиков и практиков, признающих ценность личности, отводящих центральное место раскрытию её гуманистического потенциала, воплотивших гуманистический подход к ребёнку. Именно гуманистическое воспитание, предполагающее личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребёнка, при котором знания, умения и навыки, рассматриваются не как цель, а как средство для полноценного развития личности дошкольника, обеспечивает не только разностороннее развитие индивидуальности каждого дошкольника, но и возможность радостно и содержательно прожить детские годы.
Методы воспитания, используемые в гуманистической педагогике более разнообразны и человечны; они в большей степени рассчитаны на развитие личности ребенка, его самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.
Наиболее эффективным условием гуманистического воспитания является создание ситуации успеха, которая помогает радостно проживать детские годы (О. С. Газман, В. А. Караковский, А. С. Белкин) Создается для того, чтобы поддержать дошкольника, закрепить положительное в его развитии, помочь преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому.
Создавая ситуацию успеха в образовательном процессе, влияющую на формирование познавательного интереса дошкольников, я, прежде всего и придерживаюсь правил:
1. Обязательно давать детям выразить свои эмоции, какими бы они ни были.
2. Показывать личный пример эффективного поведения. Быть спокойным и доброжелательным.
3. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и за свои поступки.
4. Принимать и любить ребёнка таким, каков он есть.
5. Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него: приласкать и обнять ребёнка.
6. Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
7. Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
8. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал возможности, заложенные в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
9. Не говорить детям слово «нельзя», употреблять только в 3 случаях:
- «нельзя брать чужое»;
-«нельзя обижать других»;
-«нельзя разрушать, созданное другими»., (во всех других случаях говорить такие слова, как «это будет неприятно другим», «ему будет больно», «тебе не следует»-дети часто подсознательно хотят сделать запрещённые вещи и если мы говорим «нет», то у ребёнка может появиться ещё большее желание сделать этот поступок.
10. Воспитывать сознательность. Если ребёнок делает что-то плохое, то спросить у него спокойным голосом: «Что ты сейчас делаешь?», 2 вопрос: «Зачем ты это делаешь?»
11. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь им.
12. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
13. Неукоснительно соблюдать единства требований к ребёнку со стороны матери, отца, детского сада, сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Значимость успеха подчё ркивают многие мыслители: «Всё, что перестает удаваться, перестает и привлекать.» (Франсуа де Ларошфуко)
Ситуация успеха, используется мною в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской при освоении всех образовательных областей. Особое внимание уделяю познанию мира природы, потому что она неразрывно связана с миром природы. Ведь ничто так положительно не влияет на человека, как это делает природа. Общение с удивительным миром природы делает его добрее, мягче, формирует такие качества в человеке, которые помогут стать ему успешным, а значит и счастливым.
Создание ситуации успеха традиционно в любой деятельности начинается с простой игры, где каждый ребёнок может выиграть, Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении. Игра побуждает дошкольников к необычному началу новой деятельности, выстраиванию ассоциативного ряда, отсроченной отгадке или фантастической добавке. Помогают такие приёмы, как «лови ошибку», скороговорки, чистоговорки, интригующий рассказ, сюрпризный момент и т. д.
Я определила для себя несколько путей реализации ситуации успеха в образовательном процессе.
ПУТЬ 1. Обязательное установление личностного контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе, к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес, а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
Особенно актуален он при создании ситуаций успеха в режимных моментах.
Например, утреннее приветствие в кругу перед утренней гимнастикой - дети делятся своей улыбкой, сиянием счастливых глаз, дарят друг другу тепло ладошек и доброту сердечка.
ПУТЬ 2. Формирование чувства Мы. Мы - в единстве с природой. Однажды ребенок, прикоснувшись к дереву, заметил, что оно подарило тепло… Именно этот момент дерево и природа привлекли особое внимание детей и побудили нас на создание проекта «Что за дерево такое?».
Здесь сразу же был задействован
ПУТЬ 3. Оказание и просьба помощи. При подготовке мероприятия инструментирую деятельность дошкольника так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Для этого создаю положительный психологический фон, фон радости и одобрения: через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи, через мобилизацию активности, через усиление мотивации.
Не секрет, что в каждой группе есть дети с различным уровнем развития. Дифференциация успеха тоже будет различной, для одних детей успешный результат уже первый этап работы, а для других прохождение всех этапов.
Так, например, для одного ребёнка достаточно было изготовить поделку, а для другого подготовить и провести экскурсию в музее с детьми другой группы.
ПУТЬ 4. Постоянное проявление интереса к своим воспитанникам. Для этого нужно уметь слушать и при этом слышать то, что говорят дети, задавать вопросы и дорожить их мнением, сопереживать и говорить комплименты, не обделяя своим вниманием никого из ребят.
Любознательность, пытливость ума – это те качества, которые формируются в дошкольном возрасте, поэтому неиссякаемые вопросы детей, требующие правильных ответов, заставляют меня постоянно повышать свой уровень компетентности, и в тоже время вдохновлять нас на новые проекты.
ПУТЬ 5. Показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения прекрасно обосновал А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и далекой.
Наглядным примером в данном случае является использование проектного метода.
Так, нами было реализовано несколько проектов.
1. Зимний проект «Наши пернатые друзья» Идея этого проекта была подсказана самими детьми в результате наблюдения за зимующими птицами. Этот проект, как и все остальные, носил интегративный характер и охватил практически все образовательные области.
В ходе проекта были достигнуты следующие цели:
- радость ощущения единства с природой;
- возникла потребность у детей заботиться о пернатых друзьях;
- расширился словарный запас детей;
- дети обогатились новыми знаниями о жизни птиц зимой;
- научились распознавать многих зимующих птиц;
Заключительным этапом было подведение итога. Каждый ребенок настолько проникся этой темой, был убежден, что без его участия нам с этой проблемой просто не справиться
2. Результатом проекта под названием «Что за дерево такое?» стал созданный мини – музей «Чудо – дерево».
Цель проекта: расширение кругозора дошкольников (обогащение знаниями об особенностях и разнообразии деревьев нашего края, о взаимосвязи растений и животных, о значении деревьев в жизни человека); формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
Мини – музей был пополнен экспонатами, отражающими жизнь дерева в природе : объемная модель дерева – березки, меняющей свои «наряды» в зависимости от времени года; шишки, пенечки, разнообразные деревянные предметы, игрушки, предметы быта (шкатулки, ложки, кухонные доски, корзинки и т. д.); поделки детей и их родителей из природного материала.
Мини – музей в результате общения, совместной работы педагога, детей и их родителей видоизменился, стал более интересным и привлекательным не только для детей нашей группы, но и для дошкольников детского сада. Дети моей группы сами проводят познавательные экскурсии в мини-музее.
Дети стали более открытыми в общении, заметно их личностное возвышение и проявление соучастия по отношению к окружающему Работы детей с использованием природного материала (листьев, семян, опилок и т. д.) представлены в одном ряду с картинами из бересты настоящих художников, поэтому каждый ребенок считает себя творцом, достойным восхищения. Это еще раз доказывает, как необходимо создать ребенку именно его ситуацию успеха.
3. Здоровьесберегающие технологии пронизывают все проекты, а особенно ярко были представлены в проекте «Природа лечит», результатом которого стало и повышение у детей здоровьесберегающей компетентности и создание Правил здоровья, книги «Природа лечит».
4. Проект «Я - исследователь», результатом которого стала радость первых открытий, самореализация, творческий поиск детей, умение рассуждать и делать умозаключения на основе наблюдений, повысилась экологическая грамотность и активная природоохранная позиция.
Для меня важно, чтобы в процессе опытно – исследовательской деятельности задействован каждый ребенок. Этому способствует, имеющийся в группе исследовательский центр, насыщенный различными материалами, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Большое значение в реализации проекта имело участие родителей, которые помогли организовать знакомство с объектами, находящимися в нашей местности: песчаным и глиняным карьерами (с. Бродовое и с. Садовое.)
Очень важно, когда радость, её ожидание пронизывают жизнь и деятельность каждого ребенка и взрослого. Для меня самая прекрасная награда – сияние удивлённых детских глаз, радость маленьких побед…
счастливая улыбка, звонкий смех и слова ребёнка : «Я завтра приду, вы будете меня ждать?».
Разве может что-либо сравниться с этим? Только собственная радость от того, что доставил большую радость маленькому человеку…