Ольга Гончаренко
Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игротека для дошкольников.
Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н.
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове.
Публикация «Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, различать схожие на слух и по артикуляции звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении и уточнении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.
В методической копилке любого логопеда – практика имеются игры – его главные помощники, которые не только помогают в коррекционно – развивающей работе, но и находят в детском сердце отклик, дети их любят, ждут, они рассказывают о них родителям, играют в них друг с другом. Более того, эти игры можно использовать и дома: они делаются достаточно просто, гласное – желание их изготовить и заниматься со своим ребенком.
Игра «Мемо». Эта игра позволит ребенку не только уточнить обобщающие понятия, но и поможет развить знания по различным лексическим темам, а также будет способствовать развитию высших психических функций (памяти и т. д.).
Вариант игры: дети вместе с логопедом рассматривают картинки, например, на тему «Фрукты». Логопед обращает внимание, что картинки парные. Все картинки переворачиваются рубашкой кверху, логопед предлагает ребенку открыть по 4 картинки и найти парные изображения фруктов. Если пары не нашлись, ребенок переворачивает их обратно, а очередь хода переходит логопеду (или другому ребенку).
Что делать с найденными парами? Логопед предлагает посчитать количество слогов в названиях, найти слово с заданным звуком и т. д.
Игра «Веселая карусель». В логопедическом кабинете для занятий стоит круглый стол. Как вариант разминки можно использовать «веселую карусель», отрабатывая знания детей по лексическим категориям. Идем вправо, если слышим названия диких животных, влево – если слышим названия домашних животных. Дети воспринимают эту игру, как разминку.
Игра «Автогонки». Эта игра позволит ребенку закрепить знания о делении слов на слоги и более усложненный вариант, подбор слов с заданным количеством слогов. Дети по своей сути очень азарты, соревнуясь другом с другом, они развиваются, общаются.
Простой вариант игры: перед детьми находится гоночный трек и машинка, на которой они отправляются в путь, а вокруг разложены картинки. С опорой на наглядность дети подбирают слова с нужным количеством слогов.
Сложный вариант игры: дети самостоятельно вспоминают слова с заданным количеством слогов (наглядности нет).
Игра «Бабочка и гусеница». Умение выделять первый и последний звук в словах для детей весьма затруднителен. С веселыми стихотворениями и проведенной предварительной работой это будет проще и занимательней, чем просто обычное выделение заданных звуков в словах.
Дети скрещивают руки перед собой, изображая крылья бабочки в полете, и произносят:
«Бабочка порхает, первый звук нам называет»
(логопед называет слово, ребенок выделяет в слове первый звук. Если ответ правильный, бабочка летит дальше, если – нет – сидит на месте)
Работа с гусеницей гораздо сложней, выделение последнего звука гораздо труднее.
Дети изображают гусеницу на правой руке, голова гусеницы – зажатый кулак. По мере чтения стихотворения рука движется влево.
«Гусеница ползет и последний звук везет» (логопед называет слово, ребенок выделяет в слове последний звук. Если ответ правильный, гусеница ползет дальше, если – нет – сидит на месте).
Эту игру можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе. Есть более усложненный вариант игры: работа не только со звуками, но и с буквами.
Логопед предлагает выполнить аналогичное задание: определить первый звук, если это бабочка, последний звук, если это гусеница и записать звук в виде буквы на специальных картах. Карты заламинированы, т. е. могут использоваться много раз. Для работы нужен маркер и губка.
Игра «Волшебные коврики». Знакомя детей со звуковым составом слова, мы учим детей выделять звуки, определять их характеристику. Дети познают, что такое гласный звук и согласный, определяют мягкий и твердый согласный. На волшебных ковриках дети выкладывают кружочки, соответствующие звукам в заданном слове.
Усложненный вариант: составив звуковую схему того или иного слова, логопед предлагает быстро ответить на вопросы.
Какой первый звук в слове? Второй? Какой последний? Сколько звуков в слове? Сколько слогов в слове? Почему? (по количеству гласных) Какой третий звук? Пятый? Какие соседи у звука слева? Справа? И т. д.
Игра «Звуковая гирлянда» проводится на листе бумаги в клетку. По заданию логопеда дети рисуют в тетради 8 – 10 кружочков, каждый занимает ровно одну клетку, кружочки рисуются через один. Логопед предлагает послушать слова и определить в каждом начальный звук. Если звук твердый согласный – раскрасить кружок в тетради синим цветом, если звук мягкий согласный – зеленым цветом.
Такую игру хорошо использовать при дифференциации гласных – согласных звуков, твердых – мягких согласных.
Если задание выполнено верно, дети соединяют кружочки ниточкой и получается звуковая гирлянда.
Игра «Звуковой вагончик» проводится на листе бумаги в клетку.
Начальный этап: дети анализируют слог на звуки. Называют первый звук, обозначают его нужным цветом. Определяют второй звук, обозначают его нужным цветом.
Определив количество звуков в слове, дети обводят в тетради в клетку нужное количество клеток и рисуют звуковую схему.
Игра «Звуковые дорожки»: данную игру хорошо использовать с детьми подготовительной к школе группы, когда дети уже хорошо знакомы со звуковой схемой слова. Логопед предлагает детям игровые карточки, на которых нарисованы четыре картинки, посередине листа находятся звуковые схемы. Задачей детей является подобрать звуковые схемы к каждому слову и проговорить звуки в каждом слове по порядку.
Примечание: многие из предложенных игр опубликованы мною в авторской книге «Игротека для дошкольников. Профилактика дисграфии» (авторский псевдоним О. Н. Яворская).