Папки-передвижки

Конспект беседы в старшей группе «Быт кубанских казаков».  

Екатерина Митасова
Конспект беседы в старшей группе «Быт кубанских казаков».  

Цель:  Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Программные задачи: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение.

Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Быт кубанских казаков“,  » размещена в разделах

Материалы: Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.

 

Ход занятия:

Мотивированный момент:

(Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина», воспитатель в кубанском костюме входит с детьми.)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

-Правильно.

 А теперь послушайте отрывок из стихотворения  о Кубани. (музыка)

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Покажут, как землю

Ворочают плугом

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски.

-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. (изображение на картине, фото, макет подворья)

-А что такое хата? (ответы детей)

казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы  про казака :

 Казак без коня,что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает,а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак-атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка)  (фото казачки)

-А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.) 

-В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик). (фото)

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) (фото)

-вот тесто замешано, и сейчас мы с вами будем лепить  пироги (лепка из соленого теста)

Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии)

 Ребята, самое главное  в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь  существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются  особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что  в печи,- на стол мечи».

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

-Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они.

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

* * *

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.» 

Игра «Тесто»

(под русскую народную мелодию) Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.

-Ребята, садитесь продолжим путешествие.

 

-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара). (фото, картинки)

- Правильно.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) (фото, картинки)

-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

 Дети имитируют движения.

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие.

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)  (фото, картинки)

-Какие цвета использовались в вышивке? (черный и красный на белом фоне).

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …. (самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)

-Какой запах в хате, наверное уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки)

  Рефлексия:

Что мы сегодня узнали нового?

-Молодцы, ребята!  Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Конспект беседы «Непокоренный Ленинград» в старшей группе Цель: воспитание патриотизма. Задачи: показать подвиг ленинградцев, используя ИКТ; воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.

Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка»Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка» Цель: развивать интерес к празднику Новый год Материал: Презентация «Дед Мороз и Снегурочка» Содержание 1. Рассказ о наступающем празднике.

Конспект беседы «Моя мамочка родная» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Задачи: Расширять.

Конспект беседы «Письма добра» в старшей группеКонспект беседы «Письма добра» в старшей группе «Чтобы поверить в Добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой). Ход беседы: Дети под песню «Барбарики (Что такое доброта)» рассаживаются.

Конспект беседы «День защитника Отечества» в старшей группе с ОВЗКонспект беседы «День защитника Отечества» в старшей группе с ОВЗ Цель: 1. Закрепить знания д детей о разными родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой; Обогащать словарь.

Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Конспект беседы в старшей группе "Животные Красной книги России" Автор: Алеханова Рита. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи.

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим»Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.

Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы в старшей группе «Быт кубанских казаков».  
Опубликовано: 27 марта 2020 в 11:50
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД